Заговор и арест

Историк С.С. Ольденбург свидетельствовал: «Самым трудным и самым забытым подвигом Императора Николая II было то, что он при невероятно тяжелых условиях довел Россию до порога победы: его противники не дали ей переступить через этот порог».

Русская монархия рухнула потому, что против нее за кулисами мировой политики уже много лет велась борьба. Это была борьба, в которой участвовало полмира; борьба, на которую были затрачены колоссальные средства; борьба, в которой противная сторона не гнушалась прибегать к самым грязным, самым бесчестным приемам… для Австрии и Германии свергнуть русского Царя было вопросом жизни и смерти: посеяв в России революционную смуту, эти страны обретали шанс на благополучный исход войны. Для Франции и Англии, главных союзников России, было важным не допустить Россию до участия в разделе плодов приближавшейся победы.

22 февраля 1917 года Государь отбыл в Ставку в Могилеве для подготовки решающего весеннего наступления. А 23 февраля в Петрограде начались беспорядки, вызванные ложными слухами о недостатке хлеба. Как только удалось вывести толпу на улицу, революционеры и платные германские агенты постарались придать манифестациям политический характер – появились красные флаги и плакаты: «Долой самодержавие» и «Долой войну».

Окруженный предателями Государь получал недостоверную и противоречивую информацию. Его распоряжения затягивались, а то и вовсе не исполнялись. 28 февраля Император принял решение о возвращении в столицу, тем самым  отдавая себя в руки заговорщиков. В пути он оказался отрезанным как от своей армии, так и от своего народа. В Пскове Государь фактически оказался под арестом. Именно тогда, 2 марта, в дневнике Императора появилась ставшая исторической запись: «Кругом измена, и трусость, и обман»… Именно обманом предатели заставили Государя поверить, что у него нет больше верных частей, что вся династия «умоляет» его «для блага Родины», «для спасения России» отречься от престола. В дело пошел и прямой шантаж: Царю сказали, что если он вовремя не отречется, никто не гарантирует безопасность его жене и детям.

2 марта было объявлено о том, что Государь, якобы подписал манифест об отречении от престола в пользу своего брата Михаила. Однако, не сохранилось не только оригинала этого наиважнейшего государственного документа, но и ни одной его копии. Поэтому факт отречения ставится современными исследователями под большое сомнение.

К февральским событиям общественное мнение столицы было подготовлено заранее. Пока Царственная семья не покладая рук трудилась в лазаретах, высшее петроградское общество веселилось, не обращая внимания на войну, и, помимо кутежей, развлекалось распусканием всевозможных сплетен про Государыню Александру Федоровну: что Императрица спаивает Государя, что за его спиной готовит с Германией сепаратный мир, что она околдована пьяницей и распутником Гришкой Распутиным… (Господи! Прости нас, что приходится повторять эту чудовищную ложь!)

Кампания против Царицы и верных приближенных Царской семьи велась в печати, среди высшего командного состава, в России и за ее пределами, и в конце концов приняла такой размах, что, казалось, в столице больше не осталось никого, кто не поверил бы клевете.

Весну 1917 года Императрица Александра Федоровна встретила одна, имея на руках тяжелобольных детей, сраженных корью, разлученная с Государем, понимающая, что все, кто остался верным долгу и Государю, растерзаны озверевшей толпой.

Воссоединилась Семья в Царском Селе уже будучи под арестом. Они были вместе и теперь вместе должны были идти навстречу новым страданиям, терпя бесконечные унижения, спасаясь физическим трудом и духовным чтением и вознося горячую молитву за тех, кто остался им верен, за тех, кто их предал, за многострадальную Россию, обезглавленную и брошенную на растерзание падальщикам.

 

Автор: Зелинская Наталия. По материалам книги Дмитрия Орехова «Подвиг царской семьи». – СПб.: ИД «Невский проспект», 2002.; 


Назад к списку