Подвиг Царской Семьи

Постепенно жизнь в Царском превратилось для Царственных Мучеников в сплошную вереницу издевательств. Различные придирки и ограничения доходили до абсурда и имели единственную цель – унижение Царской Семьи.

Керенский пообещал, что согласно желанию узников, они смогут поехать на лечение в Крым. Но в день отъезда было объявлено, что местом их пребывания определен город Тобольск в Сибири.

Тобольск 1917 год.

В Тобольске бывший губернаторский дом, в котором разместили семью Романовых, был плохо приспособлен для жизни: отсутствие канализации, плохая система отопления, теснота. Наконец Семье разрешили самой заготавливать себе дрова. Это, да еще расчистка снега – вот единственное развлечение Императорских детей.

Александра Федоровна была слаба и не гуляла, она была занята починкой одежды, вязала теплые вещи для семьи и свиты. Рукоделие, чтение, беседы и молитва скрашивали узникам суровые дни тобольской ссылки. Поначалу им разрешалось посещение воскресных служб, но после того, как однажды за литургией диакон провозгласил многолетие Их Императорским Величествам, страдальцы лишились и этого утешения.

В феврале 1918 года охрана была заменена большевиками из Латвии. Их появление в доме резко изменило всю атмосферу: на стенах стали появляться неприличные надписи, пелись похабные песни, участились случаи воровства.

Но и в этой гнетущей обстановке больше всего терпения и любви было у тех, кому приходилось тяжелее всего – у членов Царской Семьи. Они находили силы, чтобы в своих скорбях утешать других.

30 апреля 1918 года Царя, Царицу и Великую Княжну Марию перевозят в Екатеринбург, а 23 мая вся Семья вновь воссоединилась в доме Ипатьева, ставшем Голгофой для Царственных Мучеников.

Дом был обнесен двойной дощатой оградой, окна закрашены известью; режим был крайне тяжелый, а поведение охраны, которая крала не только деньги и ценности заключенных, но и большую часть припасов, приносимых из женского монастыря, было наглым, вызывающим, зачастую непристойным.

Первое время Княжны спали на полу, кроватей не было. Устраивалась перекличка. Присутствуя за обедом, караульные не снимали фуражек, курили. Дом в самое короткое время стал грязным и заплеванным. Солдаты покрывали стены непристойными рисунками и надписями.

Царскую семью разлучили с друзьями, большая часть из которых были впоследствии расстреляны.

Но вера в Любовь и Высшую Справедливость не покидала Царственных Узников. В то время как внизу, в караульном помещении, пьяные голоса горланили революционные и неприличные песни под аккомпанемент кулаков, стучащих по клавишам рояля, сверху, точно с неба, доносились нежные звуки божественных напевов. Это Пленники пели  дивные, трогательные молитвы литургии…

Постепенно охрана невольно начала проникаться сочувствием к Царской Семье. Эта перемена не осталась незамеченной, и охрана была заменена командой палачей из «чрезвычайки». Началась непосредственная подготовка к казни.

О том, что именно произошло в подвале ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, знает один Господь. Кто-то довольствуется официальной версией расстрела, кто-то ищет другие версии. Ясно одно:  Царственные Мученики умерли не только за Отчизну, Они умерли за все человечество.

За каждого из нас.

Святые царственные мученики Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, молите Бога о нас!

 

Автор: Зелинская Наталия. По материалам книги Дмитрия Орехова «Подвиг царской семьи». – СПб.: ИД «Невский проспект», 2002.; 


Назад к списку