Инклюзия

Новомодное слово XXI века – инклюзия, уверенно входит в наш язык, помогая претворять в жизнь устремления не только людей, так или иначе отличающихся от большинства, но и всех тех, кто прикоснулся к проблемам человека, имеющего ограниченные возможности.

Инклюзия - это процесс реального включения всех людей независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых особенностей и ограниченными возможностями в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: "Всем здесь рады!"

Интеграция по существу означала, человек должен приспосабливаться к уже существующей системе, в то время как инклюзия означает, что система должна подстраиваться под нужды и потребности развития личности. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Инклюзия - это создание систем и процессов, позволяющих каждому человеку полноправно участвовать в жизни общества согласно его выбору, вероисповеданиям и желаниям. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети,  включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Инклюзивное образование – процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую образовательную среду. Инклюзивная школа - это школа, в которой создана среда для комфортного обучения всех детей – как с особыми образовательными потребностями, так и без. При этом процент детей с особыми образовательными потребностями в каждом классе не должен превышать процент таких детей в районе, где живут дети. Стартовавшее инклюзивное образование сталкивается со сложными процессами перестройки сознания детей, педагогов и родителей.

Детьми с особыми образовательными потребностями считаются дети, которым по тем или иным причинам необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. К этой категории могут быть причислены как дети с особенностями развития, так и дети, принадлежащие к иной культурной среде или говорящие на другом языке и т.д.

Что делает школу инклюзивной:

1. Дети. Прежде всего, нужно, чтобы в школе учились разные дети: с ограниченными возможностями и без. Это важно для обеих категорий учеников : одни учатся жить в конкурентной среде, а другие растут более отзывчивыми и эмоционально чуткими.

2. Философия школы. Инклюзия подразумевает постоянный диалог. Политика школы обсуждается с учителями, родителями и детьми. В случае возникновения конфликтов проводятся психологические тренинги. Кроме того, учителя постоянно, каждый день, так или иначе, подчеркивают, что различия – это не плохо, и учат детей принимать и понимать тех, кто не похож на них.

3. Архитектурная доступность. Без этого условия инклюзия будет невозможна в принципе – ведь если ребенок, с ограниченными возможностями не сможет самостоятельно войти в школу, об инклюзии говорить не приходится. Школа должна иметь возможность предоставить такому ученику возможность свободного передвижения внутри всего школьного пространства и участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и праздниках наравне с другими учениками.

4. Наличие в школе тьютеров – специалистов, сопровождающих ученика с ООП в процессе обучения. Это может быть педагог, который помогает лучше усвоить материал во время урока, или медицинский работник, решающий специфические медицинские вопросы.

5. Вовлеченность родителей. Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с с особыми образовательными потребностями хочет учиться и готов прикладывать для этого необходимые усилия. Здесь очень важна роль родителей, которые могут настроить ребенка на равные условия общения, объяснить ему правила поведения и помогать ему их соблюдать.

Что же всегда помогало и сейчас может помочь людям стать чуть добрее, талантливее и целеустремленнее?

Решение простое – объединение усилий, партнёрских отношений между всеми участниками инклюзивного процесса через творческую деятельность. Она пробуждает давно позабытое старое, озаряет, вдохновляет и позволяет почувствовать что-то новое, то, в чём человек окрепнет морально и духовно, наполнится решимостью и волей к жизни.

У каждого из нас есть мечта…


Назад к списку