Незрячий в храме 

Ориентировка незрячих в храме

Если у человека отсутствует зрение, ему сложно ориентироваться в окружающем пространстве. Однако в хорошо знакомом месте большинство незрячих могут передвигаться достаточно уверенно, находя самостоятельно необходимые им предметы.

Обычно верующий человек посещает один и тот же храм. Для незрячего церковь должна стать таким «знакомым местом», где он будет комфортно себя чувствовать и сможет быть независимым от других людей. Но для этого необходимо помочь незрячему изучить помещение храма.

Обследовать помещение лучше с сопровождающим в то время, когда там мало народа, и не идет служба. Предварительно необходимо предупредить служащих храма о том, что вы будете обследовать помещение вместе с незрячим.

Перед обследованием следует кратко рассказать о самом здании, чтобы незрячий человек мог составить зрительный образ, представить его красоту, проникнуться впечатлением, которое производит храм на видящих людей. Рассказывая о помещении храма, необходимо описать его форму (квадратное или прямоугольное), оценить размер помещения в шагах или метрах.

Существует мнение, что не стоит незрячему человеку говорить о цветах, что ему об этом неприятно слышать, так как он никогда не сможет этого увидеть. Это неверно. Напро­тив, незрячим людям очень интересно как выглядит тот или иной предмет. Так что обязательно расскажите, какого цвета стены, потолок, пол в храме, как украшен храм. Сколько в помещении окон, колонн и т.д.

В начале обследования необходимо выбрать точку отсчета (чаще это входная дверь). Сопровождающий идет ближе к стене и помогает незрячему обследовать каждый объект.

Сначала обходят помещение по периметру слева направо и в обратном направлении. Так незрячий сможет определить форму и размер помещения, части, на которые оно делится,

объекты, стоящие у стен, наличие оконных или дверных проемов, ниш. Обнаружив на пути какой-либо предмет, нужно осмотреть его и вернуться обратно к точке отсчета. И так до тех пор, пока не будет обследовано все доступное пространство храма. Незрячий запоминает последовательность расположения предметов, местоположение ниш, выступов, отмечает повороты, узнает место каждого предмета и их взаиморасположение, наличие окон и т.д.

При изучении помещения храма особенно следует обратить внимание незрячего на «опасные» места. Такими «опасными» местами являются ступеньки вниз или вверх, колонны, предметы интерьера, выступающие на уровне лица, о которые можно удариться при движении. Самым опасным местом являются подсвечники с горящими свечами, от которых мо­жет загореться одежда. Незрячий должен четко знать, где они находятся.

После того как помещение обследовано несколько раз с сопровождающим, можно разрешить незрячему пройти самостоятельно, контролируя его передвижение. Перед началом движения незрячий должен по двери выровнять корпус тела и пятки ног. Обследование ведется левой рукой (если незрячий движется от двери влево). Правой рукой выполняется прием защиты: согнутая в локте рука поднимается так, чтобы предплечье и кисть располагались перед лицом. Левая рука вытя­нута в сторону стены на уровне пояса, пальцы слегка согнуты, наружной частью двух или всех пальцев следует прикасаться к стене и при продвижении вперед производить скольжение вверх и вниз. В руке можно держать маленькую гладкую палочку (указку) или карандаш, свернутую газету. Используя технику скольжения рукой, незрячий определяет различные объекты, и встречающиеся на пути предметы вновь обследуются.

Для обследования предметов, стоящих в центре помещения, нужно медленно двигаться от входной двери к центру, сохраняя прямолинейное движение, пока не обнаружится предмет. В ходе обследования его следует соотнести с окружающими предметами, с периметром помещения. Например, «Подсвечник, стоящий напротив входной двери, расположен на уровне второго окна». Таким образом, у незрячего постепенно вырисовывается образ всего помещения в целом.

Кроме средней части храма, где находятся верующие во время богослужения, необходимо изучить с незрячим другие его части: паперть, входные двери, притвор, чтобы незрячий мог самостоятельно войти в храм и выйти из него.

Большим подспорьем при изучении помещения храма является его схематическое изображение. Хорошо, если есть возможность сделать рельефно-графический рисунок, изо­бражающий план помещения храма. Как правильно сделать тактильный рисунок, подробно рассматривается в разделе, посвященном тактильным пособиям. Если такой возможно­сти нет, можно «изобразить» план помещения храма, используя подручные средства. Схематическое изображение поможет незрячему правильно представить, как различные предметы в храме расположены относительно друг друга.

Если незрячий передвигается по храму самостоятельно, используя трость, ему необходимо применять прием укороченной трости, который используется при большом количе­стве людей. Трость берется ниже ручки, как карандаш, тремя пальцами и слегка раскачивается перед ногами.

Вход в церковь, как правило, начинается с лестницы. Если незрячий идет по ней без сопровождающего, следует придерживаться нескольких правил:

1. К лестнице незрячий подходит под прямым углом.

2. При подъеме:

  • работая тростью маятниковой техникой приемом скольжения, находит нижнюю ступеньку;
  • затем берет трость хватом «карандаш» и сгибает руку в локте, трость располагает сбоку или по центру тела;
  • измерив высоту и ширину первой ступеньки, ставит трость над ней, касаясь края второй ступеньки. При движении трость свободно висит в одном положении на одну ступеньку выше ног и ударяется о каждую следующую ступеньку, предупреждая о препятствии.

3. При спуске:

  • находит первую ступеньку, работая тростью маятниковой техникой приемом скольжения;
  • в дальнейшем используется видоизмененная диагональная техника (трость располагается сбоку от тела или по центру тела, рука вытянута вперед и трость выпущена на всю длину, чтобы можно было коснуться края следующей ступеньки;
  • трость плавно скользит со ступеньки на ступеньку, при этом измеряется глубина, ширина и находится край следующей ступеньки прежде, чем шагнуть на нее, что обеспечивает безопасность при спуске по лестнице.

При сопровождении незрячего человека в храме соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Сопровождающий сгибает руку в кисти или в локте. Незрячий берет его за неподвижную часть руки (рука сопро­вождающего должна быть прижата к туловищу, чтобы незрячий чувствовал каждое движение тела сопровождающего и его руки). Незрячий должен идти на полшага сзади сопровождающего. Это положение удобно для незрячего, так как он хорошо чувствует движения зрячего и легко повторяет их.
  2. Никогда не берите незрячего за плечо или за руку, чтобы толкать его перед собой. Трудно вести незрячего таким образом, и, кроме того, это придает ему чувство неуверенности.
  3. Сопровождая незрячего, не стоит ему говорить: «Теперь мы поворачиваем налево или направо». Незрячий чувствует движение сопровождающего и следует ему автоматически.
  4. В храме незрячему удобнее идти справа от сопровождающего.
  5. При перемещении в узком месте, например, при скоплении людей, сопровождающий отводит свою руку назад, а незрячий вытягивает свою руку вперед и встает за спиной сопровождающего. Пройдя узкое место, сопровождающий возвращает свою руку в прежнее положение, и незрячий встает сбоку от сопровождающего.
  6. При прохождении через двери сопровождающий под­водит незрячего к двери со стороны петель, открывает дверь той рукой, за которую держится незрячий и первым проходит в дверь. Незрячий свободной рукой перехватывает дверную ручку или берется за открытую плоскость двери и шире открывает дверь, проходя в дверь вслед за сопровождающим. Далее незрячий перемещает руку на ручку с другой стороны двери и закрывает ее.
  7. Иногда незрячего (особенно ребенка) необходимо усадить на стул или скамейку в церкви. При этом сопровождающий должен положить руку незрячего на спинку стула, и далее незрячий, скользя рукой по стулу, находит сидение и садится. При посадке на скамейку достаточно подвести незрячего перпендикулярно к скамейке, чтобы он ногами почувствовал высоту скамейки, затем незрячий развернется и сядет.
  8. Ко всем препятствиям (выступы, уступы, лестницы) незрячий с сопровождающим подходит под прямым углом.
  9. При подъеме по лестнице незрячий идет на одну ступеньку ниже сопровождающего, при спуске - на одну ступеньку выше или рядом с сопровождающим. Если незрячий (особенно ребенок) испытывает страх перед лестницей, ему можно разрешить вставать на ступеньку двумя ногами. Однако лучше приучать его спускаться и подниматься по лестнице, ставя поочередно на каждую ступеньку то правую, то левую ногу, как это делают люди с нормальным зрением. Незрячий должен двигаться синхронно с сопровождающим.

 

 

«Незрячий в храме», авторы: А.С. Буланов, М.В. Венедиктова, О.М. Ильина, Л.В. Мясникова, И.Г. Сумарокова.


Назад к списку