Опыт обучения незрячих детей основам Православия

Вопрос духовного воспитания детей является одной из основных задач, стоящих перед каждым родителем, школой и обществом в целом. В настоящее время сложилась ситуация, характерным признаком которой является ухудшение морально-нравственной обстановки. Задумываясь о будущем наших детей, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ - народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной на­родной культуры. Сегодня встал вопрос о том, что преподавание знаний основ Православия призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Многие родители незрячих детей осознают необходимость в обучении основам Православия, духовном воспита­нии своих детей, но в большинстве случаев эти дети обучаются в специализированных интернатах, проживают вне семьи, и в этой ситуации родители не могут приобщить детей к православным ценностям. Это обстоятельство обусловило необходимость создания воскресных школ для незрячих детей для их православного просвещения. В рамках реализации проекта «Незримый путь» было отработано две модели организации обучения незрячих детей основам Православия: нижегородская и саратовская.

В Нижнем Новгороде классы для незрячих школьников, обучающихся в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, были открыты при воскресной школе при храме во имя прп. Сергия Радонежского, где обучаются нормально видящие дети из семей прихожан храма. Было сформировано два класса: для детей младшего и старшего школьного возраста отдельно - по 8 человек в каждом. Всего занятия посещало 16 человек. Занятия проходили еженедельно из расчета два учебных часа в неделю в каждом классе.

Поскольку преподаватели воскресной школы при храме прп. Сергия Радонежского впервые встретились с незрячими детьми, занятиям в воскресной школе предшествовала дея­тельность, направленная на освоение преподавателями специфических методик работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения. Опытными тифлопедагогами (специалистами по обучению незрячих детей) было проведено два обучающих тренинга для преподавателей и священнослужителей. Учебный процесс сопровождался консультированием преподавателей воскресной школы тифлопедагогом из специальной школы-интерната. Кроме того, проводилось обучение волонтеров из числа прихожан для сопровождения незрячих детей в ходе занятий в воскресной школе и во время посещения церковной службы.

Обучение незрячих детей основам Православия в Сара­тове было организовано непосредственно в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей во внеурочное время. В Саратове также было сформировано два класса, по 8 детей в каждом. Занятия проводились из расчета двух учебных часов в неделю. В отличие от нижегородской воскресной школы в качестве преподавателей выступили воцерковленные учителя школы, хорошо осведомленные об особенностях обучения незрячих детей. Взаимодействие незрячих детей с нормально видящими детьми происходило во время совместных культурных мероприятий, посвященных православным праздникам.

В ходе обучения и в Нижнем Новгороде, и в Саратове использовалась программа обычной детской воскресной школы, адаптированная в соответствии с особенностями вос­приятия учебного материала незрячими детьми. Изучалось два предмета: Закон Божий и церковная музыка.

Одна из важнейших задач обучения основам Православия — доверительное общение между преподавателем и детьми. Успех зависит от степени взаимопонимания и доверия, способности взрослых переживать все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово. Только такой преподаватель способен говорить о нравственном пробуждении.

Многие родители учеников воспитывались в духе атеизма и не всегда прививали духовные чувства своим детям. Поэтому учитель воскресной школы может быть первым человеком, который начнет подобный диалог. Есть такие семьи, где родители верующие, но они не знают, как донести до ребенка с тяжелой зрительной патологией знания Закона Божьего, научить правильно вести себя в церкви.

Обучение в воскресной школе предполагает партнерство преподавателей и родителей. Важно помнить, что для ребенка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного са­моопределения — это его родители. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Современные реалии оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Если же ребенок боль­шую часть своего времени проводит в школе-интернате, эта проблема встает еще более остро. Семья создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для развития ребенка, вкладывает деньги в его образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остается слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для подрастающего человека. Поэтому партнерство преподавателей и родителей так необходимо именно в плане совместного духовно-нравственного воспитания ребенка.

Какие специальные методы и приемы преподавания использовались при обучении незрячих детей основам право­славия? Из имеющихся в арсенале учителя методов (словесные, наглядные, практические) наибольшую трудность при обучении незрячих детей основам Православия представляют методы наглядные, поскольку никаких специальных наглядных пособий для преподавания этого предмета пока, к сожалению, не существует. При знакомстве незрячих детей с церковной утварью и одеждой преподаватели старались демонстрировать им натуральные предметы, описывая детям их внешний вид, объясняя устройство и предназначение.

Для формирования у детей с тяжелой зрительной патологией адекватных представлений о храме, предметах культа использовались объемные макеты, рельефные рисунки, изго­товленные при подготовке к занятиям.

Проблемой было знакомство детей с иконами, приходилось словесно описывать изображение. Большую помощь в этом оказали рельефные иконы, изготовленные в мастерской нижегородской региональной общественной организации инвалидов-колясочников «Инватур». Использовался комплект из 12 икон. Это помогло познакомить детей с внешним видом икон, преодолеть вербализм представлений учащихся о почитаемых на Руси иконах.

В процессе обучения использовалась специальная литература: Библии для детей, выполненные рельефно-точечным шрифтом для слепых, молитвословы для слабовидящих, на­печатанные укрупненным шрифтом. Для каждого незрячего ребенка, обучающегося в воскресной школе, был напечатан рельефно-точечным шрифтом Брайля краткий детский мо­литвослов.

Словесные методы применялись при теоретическом ознакомлении с уставными богослужениями, разборе чинопоследований, символики и богословского значения.

Особое значение уделялось практическим методам -участию детей в службах, приготовлениям к церковным праздникам, знакомству с помещением храма. Дети обучались правильному выполнению необходимых жестов, кото­рые используются во время богослужения: крестное знамение, поясные и земные поклоны. Специальное занятие было посвящено ориентировке в помещение храма и на при­лежащей территории.

Используя практические методы, следует учитывать возрастные особенности учащихся, имеющиеся навыки ориентировки и степень сформированности психологической го­товности у детей. Кроме этого в процессе обучения должны учитываться: острота зрения, цветоразличение, поле и харак­тер зрения (видят оба глаза или один), наличие и характер со­путствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы.

Изучение основ Православия пробудило в детях искренний интерес к освоению ценностей православной культуры. Большинство незрячих учащихся воскресных школ выразили желание продолжить свое православное образование.

Обучение незрячих детей основам Православия может осуществляться инклюзивно, то есть незрячий ребенок может быть включен в класс обычной воскресной школы. Сейчас инклюзивное образование является приоритетным направлением в обучении детей с ограниченными возможностями здо­ровья. Воскресная школа - более благоприятная среда для включения «особого» ребенка в детский коллектив по сравнению с общеобразовательной (массовой) школой. Среди ее учащихся, воспитанных в традициях Православия, незрячий ребенок найдет участие и поддержку, а возможно и новых друзей.

 

 

«Незрячий в храме», авторы: А.С. Буланов, М.В. Венедиктова, О.М. Ильина, Л.В. Мясникова, И.Г. Сумарокова.

 


Назад к списку