Рельефные иконы

Икона для христианина - помощник в молитве. Главная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». Незрячий человек не может зрительно увидеть обычную икону, но издревле существует практика создания рельефных икон. Через осязание можно изучить образ, создать его зрительное представление.

Некоторые считают, что в качестве тактильной иконы можно использовать схематичное, упрощенное изображение. По нашему мнению, рельефная икона не должна быть только «иконой для слепых». Образ должен быть понятен всем людям, с его помощью каждый может обратиться с молитвой. Тактильная икона должна занять соответствующее место в семейном иконостасе.

Бытует заблуждение, будто касаться руками лика, изображенного на иконе, кощунственно. Но для незрячего почтительное прикосновение к святыне - то же зрение. Прикасаясь к предмету, он мысленно воссоздает образ.

Существуют различные технологии создания рельефных икон: резьба по дереву и камню, литье, штамповка, вышивка бисером и другие.

Традиционно на Руси изготавливали деревянные резные иконы. Это длительный, трудоемкий процесс, авторская работа. Такая икона может быть помещена в храме, ее внешний вид понятен и зрячему человеку. Следует размещать их в храме на доступной для осязания высоте, рядом расположить табличку с надписью по Брайлю.

Резные иконы из дерева довольно дороги по причине своей уникальности. Мастер-резчик Роман Батурин предложил их тиражировать, и в 2006 году по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия была организована иконная мастерская при нижегородской организации инвалидов-колясочников «Инватур». В качестве мате­риала применяется искусственный камень. Размеры икон варьируются от величины ладони до 30 см. Тактильная икона должна обладать достаточной глубиной рельефа, чтобы быть доступной для различения.

На иконы наносится надпись рельефным шрифтом Брайля. Выпускается несколько икон, используемых для обучения незрячих в воскресной школе и для домашней молитвы: «Спас Вседержитель», Владимирская икона Божьей Матери, Касперовская икона Божьей Матери, икона Божией Матери «Умиление», икона пресвятой Богородицы «Валаамская», прп.Сергия Радонежского, прп.Серафима Саровского, св.пр.Иоанна Кронштадтского, св.прав.блаж.Матроны Московской, св.бл.кн.Александра Невского, складень, изображе­ния распятий.

Нужно помочь незрячему обследовать рельефную икону:

— рассказать о размере и форме;

— какому святому или событию посвящена икона;

— кто изображен, в каких позах;

— описать одежду, ее цвет;

— предметы, присутствующие на изображении;

— куда направлен взгляд, выражение лица.

При рассказе следует учитывать возраст, степень подготовленности слушателя.

В качестве примера приведем описание иконы св.прав.блаж.Матроны Московской. Икона имеет размер ладони, прямоугольная. Блаженная Матрона, слепая от рождения, жила в XX веке. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. Святая изображена по пояс, руки прижаты к груди. Правая обращена ладонью вперед, ладонь левой руки расположена горизонтально (рассказчик может сам сложить руки и дать их потрогать незрячему). Одежда просторная с широкими рукавами, на голове повязан платок, скрывающий волосы. На живописных иконах одежда темных тонов, платок белый. Вокруг головы изображен нимб. Выражение лица умиротворенное, глаза закрыты, губы сомкнуты.

 

 

«Незрячий в храме», авторы: А.С. Буланов, М.В. Венедиктова, О.М. Ильина, Л.В. Мясникова, И.Г. Сумарокова.

 


Назад к списку