Незрячий в храме

Как помочь незрячему в храме

Ориентировка в храме и его окрестностях - не единственная проблема, которая возникает у незрячего человека на пути воцерковления. Не менее сложным является для него участие в церковных обрядах, потому что многие из них невозможно совершить без помощи нормально видящего чело­века. Но далеко не все люди, сопровождая незрячего в храме, представляют, как правильно помочь ему приложиться к иконе, поставить свечу, принять причастие, не привлекая излиш­него внимания и не задерживая других прихожан. Постараемся в этом разделе ответить на эти вопросы.

Нередко участие в обряде вызывает у незрячего замешательство, так как он пребывает в ситуации неопределенности. Например, во время исповеди незрячий не знает, куда ему обратить лицо, потому что он не видит, где стоит священник, и когда следует начинать говорить. В этом случае священник очень ему поможет, если подаст голос, попросив незрячего назвать имя или задав какой-то другой вопрос. Незрячего ребенка следует подготовить к первой исповеди, объяснив ему подробно, что от него требуется. Лучше, если первым на исповедь пойдет сопровождающий и предупредит священника о том, что человек не видит.

Проблемная ситуация возникает у незрячих во время причастия, когда они не могут поцеловать край чаши, потому что не видят ее. Найти чашу руками тоже невозможно, по­скольку руки в этот момент крестообразно сложены на груди. Обычно этот эпизод сопровождает немая сцена, некомфортная для всех ее участников. Незрячий не знает, как ему поступить: то ли подождать, когда ему поднесут чашу, то ли отойти, не приложившись к ней. Священник не всегда успе­вает понять, что перед ним незрячий, и почему человек стоит перед ним, не реагируя на его взгляд. Однозначного решения нет. В ряде случаев священник, зная, что перед ним незрячий, сам подносит чашу к его губам. Некоторые священники полагают, что незрячему при причастии можно не прикладываться к чаше. Лучше всего, если незрячий сможет обсудить эту ситуацию со священником заранее, чтобы вместе найти удобное решение.

Для незрячих людей могут быть сделаны исключения из общепринятых правил. Например, при подходе к причастию, когда верующие движутся друг за другом, сложив крестооб­разно руки на груди, незрячему нужна помощь сопровождающего. При подходе к чаше во время причастия сопровождающий отводит свою руку назад, а незрячий вытягивает свою руку вперед и встает за спиной сопровождающе­го. Далее первым причащается сопровождающий, а затем на его место, делая шаг вперед, встает незрячий. После причастия незрячий поворачивается вправо или влево (в зависимости от направления подхода к причастию) и движется за сопровождающим. При необходимости сопровождающий помогает ему.

Часто церковные обряды сопровождаются специфическими действиями, положением рук и тела. Незрячий человек, особенно если он посещает храм недавно, может выполнять эти действия неправильно или несвоевременно, потому что лишен возможности копировать поведение окру­жающих. В таком случае следует показать, как правильно выполнить то или иное действие, и объяснить, когда именно нужно его выполнять.

Если незрячий не знает, как правильно перекреститься, ему надо показать движение рук при наложении креста. Для этого надо сначала научить незрячего складывать пальцы правой руки, комментируя: «Три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони». Затем следует встать позади незрячего (так ему будет легче понять ваши движения), положить его правую руку на свою правую руку и все действия выполнить вместе с ним. После нескольких повторов следует вашу руку положить на руку незрячего и дать ему возможность самостоятельно по­вторить все движения, при этом, проговаривая, куда именно движется рука: «На лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое».

Обучая незрячего действию, его следует выполнять именно в том темпе, в котором оно выполняется на службе. Ознакомление со способами выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного словесного объяснения каждого движения и их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение обучаемого, то есть его практическое участие в выполнение данного действия.

Существует другие способы обучения незрячих движениям или позам. В некоторых случаях бывает достаточно словесного объяснения. Например: «Сейчас многие верующие опускаются на колени». Незрячий решит сам, как ему поступить. Иногда можно выполнить действие, разрешив незрячему потрогать себя. Например, перед принятием причастия сложить крестообразно руки на груди, чтобы незрячий мог их потрогать и сложить свои руки точно так же. Используя приведенные рекомендации, можно научить незрячих другим необходимым жестам: складывать руки для благословения, класть поклоны и пр. Незрячему следует объяснить, что при обращении за благословением к священнику руки держат на уровне груди крест-накрест, правая ладонь поверх левой тыльной стороной вниз.

Отдельно следует остановиться на том, как прикладываться к иконам. Для этого недостаточно просто поставить незрячего перед иконой. Он должен хорошо представлять, как расположена икона (вертикально, горизонтально, наклонно), в каком месте он может к ней приложиться. Нужно подойти вместе с незрячим к иконе так, чтобы сопровождающий был ближе. Затем зрячий кладет свою руку, за которую держится незрячий, на раму иконы (обычно ее нижний или ближний край), а незрячий по руке сопровождающего своей рукой движется до иконы и делает шаг впе­ред. Затем незрячий определяет расположение иконы, выравнивается по ней и отступает на шаг назад, после чего прикладывается. Во избежание недоразумений прикасаться губами к иконе незрячему следует в нижнем углу изображения рядом с ее рамой. Если незрячий только начинает посещать храм, следует предварительно объяснить и показать ему, как правильно приложиться к иконе.

Подводя незрячего приложиться к мощам или святым вещам, следует соблюдать то же основное правило: незрячий должен своей рукой зафиксировать место, куда он будет при­кладываться. Выполнение этого правила поможет избежать случайных травм и обидных недоразумений.

Помогая незрячему поставить свечу, можно выполнить все необходимые действия, направляя его руку рукой сопровождающего. Сопровождающий вместе с незрячим подходит к подсвечнику, где он хочет поставить свечу. Незрячий берет свечу за середину, при этом его рука должна быть относительно расслаблена и послушна руке сопровождающего. Со­провождающий располагается позади незрячего, берет его руку около локтя и направляет ее так, чтобы незрячий смог зажечь свечу, оплавить ее нижний конец и установить в под­свечник.

Есть и более простой вариант: сопровождающий вместе с незрячим подходят к подсвечнику. Незрячий произносит молитву, а сопровождающий в это время ставит свечу.

Осознание того, что он все выполняет надлежащим образом, поможет незрячему человеку чувствовать себя в храме спокойно и комфортно.

 

 

«Незрячий в храме», авторы: А.С. Буланов, М.В. Венедиктова, О.М. Ильина, Л.В. Мясникова, И.Г. Сумарокова.

 


Назад к списку