Краткие материалы

Международного научно-практического семинара, 
посвящённого исследованию музейной аудитории

 

Концепция и содержание опросов посетителей в музеях

 Автор: Михаэль Хенкер

Автор на примере собственного опыта (в течение многих лет он возглавлял Дом Баварской истории) показывает значимость опросов публики в музеях. Анкетирование посетителей получило распространение в последние годы вследствие целого ряда причин, связанных с современными вызовам – это кардинальные изменения, произошедшие в обществе как в плане форм и способов трансляции и восприятия культуры, так и демографические изменения.

Автор указывает на важнейшие пункты при разработке концепции опроса и её успешной реализации:

  • Необходима четкая формулировка целей и предмета исследования, от чего будет зависеть методика построения вопросов и их содержание.
  • Главный инструмент исследования - точная постановка вопросов - приводит к получению объективных данных.
  • Участие посетителей и успех опроса зависит от уровня подготовки персонала, проводящего опрос.
  • При разработке методики опроса очень важно использовать возможность провести предварительный опрос, прежде чем начинать большой опрос.
  • Выбор посетителей должен осуществляться по определённым правилам (задаются при разработке концепции) и опрос должен проводиться с определенной периодичностью

Лишь при соблюдении всех этих условий может быть достигнута поставленная при опросе цель – изучение посетителя в музее.

 

Музей Судетских немцев – целевые группы и интересы посетителей

Клаус Мор. 

Автор, хранитель коллекции Музея Судетских немцев, делится опытом изучения посетителей на выставках, организуемых в течение 20-ти лет в Доме Судетских немцев в Мюнхене. Этот опыт очень важен для создания экспозиции музея Судетских немцев, открытие которого запланировано на 2018 год, поскольку в качестве целевой группы посетителей будущего музея рассматриваются посетители культурно исторических выставок Дома Судетских немцев и так называемых «комнат родины» – многочисленных небольших музеев, где собраны и представлены предметы быта, привезенные немцами, покинувшими (добровольно или принудительно) места своего проживания в Восточной Европе (когда-то входившие в состав немецкого рейха) после Второй мировой войны.

К целевым группам посетителей будущего музея относятся, прежде всего, переселенцы, которые ищут информацию о своих прежних местах проживания. Внимание потомков переселенцев концентрируется преимущественно на поиске экспозиционных материалов о происхождении своей собственной семьи.

Самая большая целевая группа посетителей будущего Музея Судетских немцев - местные жители, которые при посещении «комнат родины» проявляют интерес к общей истории и культуре, единой для всех немцев в границах прежней империи.

И третья целевая группа – иностранные туристы из бывших мест проживания немцев, переселившихся в Германию в конце или после Второй мировой войны.

Выявление целевых групп посетителей и их интересов до открытия Музея Судетских немцев - важная часть планирования музейной работы.

 

 Наши посетители в музее и интернете

Карл-Хайнц Циссов.

В докладе дана характеристика посетителям музея под открытым небом Клоппенбург, основанного в 1920-е гг. и включающего в настоящее время около 60 построек XVII-XX вв, привезенных сюда из мест своего первоначального бытования. На основе исследований, проведенных в музее Ольденбургским университетом, автор создает портрет посетителя музея: это человек 30-55 лет, окончивший реальную школу, служащий, живет неподалеку от Клоппенбурга (соответственно, в Северной Германии), приезжает в музей на автомобиле в сопровождении 3-4-х человек (родственников или друзей), посещает музеи 1-2 раза в год. Посетитель ориентирован на получение новых знаний, интересуется образом жизни своих предков. Соответственно запросам посетителей, музей открывает новые временные выставки и расширяет спектр своих мероприятий («Ярмарка Святого Николая», «День скакуна» и др.).

Интернет и электронная коммуникация открыли новые перспективы в музейной работе. Наиболее важным при использовании интернета является представление музея в глобальной сети. Музей Клоппенбург имеет свою страницу в интернете с 1996 г., за первые пять лет её посетили 10 тысяч пользователей. Сейчас страницу музея ежедневно посещают 300 человек. Посетитель сайта музея хочет знать, открыт ли музей, сколько стоит вход и каков спектр предложений музея на конкретный день. Соответственно этим запросам, интересующая информация дана на первом плане, а другая, содержательная, переведена на второй план. Информация на сайте выстраивается по принципу информационной платформы. Посетитель остается на главной странице несколько минут, и важно удовлетворить его потребности и оправдать его ожидания в поиске необходимой информации.

 

 Предварительный анализ – ключ к наилучшему варианту экспозиции: исследование целевой аудитории

Райнер Тредт.

Главное положение выступления доктора Р. Тредта, преподавателя музеологии в университете Вюрцбурга, то, что опросы посетителей являются основой выставочной, экспозиционной деятельности современных музеев, а получение информации о посетителе – важнейшим фактором успешной работы. При этом необходимо использовать самые разные методы исследования аудитории, получения информации о посетителях. Специфические методики надо использовать при взаимодействии с молодежной аудиторией. Важной задачей становится формирование системы обратной связи с посетителем, в т.ч. в сетевых ресурсах; а также проведение общественных дискуссий.

В связи с тем, что музеи предоставляют для регионов со слабой структурой хорошие шансы для развития, автор остановился на теме кооперации различных институций, местных организаций культуры с музеями, в результате чего такая сеть может взять на себя заботу о поддержании идентичности конкретных регионов. Для этого музеям необходима поддержка тех целевых групп, которые музеи выделяют и с которыми целенаправленно работают. Причем информацию от целевых групп целесообразно включать в программы развития музеев и регионов в целом, а людей привлекать к планированию музейной деятельности. Это способствует усилению интеграции на всех уровнях социокультурного взаимодействия.

 

Комплексное исследование музейной аудитории как необходимый фактор актуализации наследия

Ольга Черкаева, Ирина Чувилова. 

В докладе было представлено исследование «Музей и посетитель», проведенное группой «Российская музейная энциклопедия». Авторы рассказали о методах, которые были использованы, а также о практических результатах исследования.

Авторы отметили, что принципиально новой позицией в анкетировании стало исследование потенциальной музейной аудитории. Появление нового сегмента музейной аудитории – Интернет-аудитории, которая, как и любой другой участник музейной коммуникации, имеет свои характеристики и запросы, привело к необходимости ее опроса. Представлены особенности проведения экспертного опроса среди сотрудников музеев, специалистов в сфере управления культурой.

Внедрение в практику полученных результатов – конечная цель каждого исследования. Однако, нередко полученные результаты не учитываются в дальнейшем планировании музейной работы, что не оправдывает интеллектуальные и финансовые затраты на проведение исследований. Авторы представили основные положения составленных на основе исследования рекомендаций для музейных специалистов и органов управления культурой конкретных регионов. Рекомендации наглядно продемонстрировали завершающий этап социологического исследования.

 

Социологическое исследование музейной аудитории: возможности и ограничения

 Ольга Ефанова. 

Социолог, имеющий опыт работы в музее, рассказала о своих наблюдениях во время проведения исследований музейной аудитории, о выводах, которые были сделаны и позволили скорректировать дальнейшую работу при использовании опросных и неопросных методов исследования музейной аудитории.

Необходимо понимать природу используемых социологических методов исследования, чтобы они давали значимые для музейных специалистов результаты. Например, метод анкетирования, как наиболее распространенный, имеет свои преимущества, но также ограничения. Мы озабочены тем, какой и как лучше задать вопрос, но надо понимать, что мы предлагаем респонденту свою модель видения проблемы, и в результате не получаем точного ответа.

Поэтому автор считает, что при проведении социологических исследований в музее необходимо сочетать различные методы, подключать неколичественные (качественные) методы исследования (например, фокус-группы, углубленные интервью), которые позволяют выявить и зафиксировать устоявшиеся ментальные и эмоциональные образы.

 


Назад к списку