Государственный музей истории религии

 

Государственный музей истории религии

Государственный музей истории религии на протяжении десятилетий, не только создавал экспозиции и выставки, не только хранил (часто спасая от уничтожения) многие памятники религиозной культуры, но и вел систематическую исследовательскую работу по их изучению. Приоритетные направления деятельности Музея – не только изучение памятников культурного наследия и экспозиционно-выставочная деятельность, но и создание просветительских и музейно-педагогических программ, актуального музейно-туристического продукта, адресованного разным группам посетителей. 

В основу коллекций Музея были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использовавшиеся в антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде в апреле 1930 г.

15 ноября 1932 г. Музей был торжественно открыт в здании Казанского собора. 
В отличие от существовавших в те годы в разных городах так называемых антирелигиозных музеев, Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение, призванное комплексно изучать религию как сложный общественно-исторический феномен.

Государственный музей истории религии является музеем федерального значения и подчинятся Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. В мае 1991 года было принято решение передать Музею здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция. В 2000 г. ГМИР переехал в новое здание и теперь располагается недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора. В России впервые после почти векового перерыва музейный комплекс разместился в специально оборудованном и специально приспособленном для музейных нужд здании. 

В Музее истории религии почти три года продолжались работы по созданию новой современной экспозиции «Русское православие». Теперь в залах музея памятники истории и культуры соседствуют с новейшими электронными технологиями.

Главные особенности новой экспозиции о Православии: 
в восьми залах разместится более 500 уникальных экспонатов из фондов музея, многие из которых никогда ранее не экспонировались;максимальная информационная насыщенность;современное дизайнерское решение выставочного пространства.

Русское православие представлено в экспозиции с максимальной полнотой - с момента крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром до трагических страниц истории Русской православной церкви XX столетия и церковного возрождения в начале XIX века. 

Тематически экспозиция делиться на несколько блоков. Первый – «Вероучение и культ». Экспозиция открывается разделом, посвященным Крещению Руси. В отличие от предыдущей, в новой экспозиции речь идет не только о самом факте, но и о предпосылках приятия Русью христианства, а также о влиянии Византии и о становлении самобытной русской культуры. Внимание уделено сложившейся на Руси традиции почитания Богородицы. На экспозиции представлены не только наиболее чтимые иконы, связанные с византийской традицией, но и русские чудотворные иконы со сказаниями, а также иконы на сюжеты Богородичных песнопений, акафистов и молитв, праздников - Богоматерь Владимирская (К. Уланов, 1701 г.), «Утоли мои печали» (1796 г.), «Неопалимая купина» (первая треть XIX в) и др.

Особая для русского православия тема - монастыри и монашество. Уже в XII в., всего через 200 лет после принятия христианства, на Руси насчитывалось более 70 действующих монастырей. На новой экспозиции Музея истории религии монастырская тематика раскрыта с максимальной полнотой - крупнейшие монастыри и их основатели (святые Антоний и Феодосий Печерские, Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий и Герман Валаамские, Сергий Радонежский, преподобный Кирилл Белозерский и др.), паломничество в монастыри, монастырские промыслы и проч.

Другая ключевая для православия на Руси тема – храмостроительство. Экспозиция выявляет и объясняет особенности, характерные для национальной храмовой архитектуры и внутреннего убранства русских православных храмов. Одна из них – уникальный многоярусный иконостас(обычно состоит из пяти чинов – рядов или ярусов), сформировавшийся на Руси в XIII – XIV вв. из традиционной алтарной преграды. На экспозиции представлен Деисусный чин (ряд) – главный в иконостасе, Праздничный чин со сценами из Евангелия и Пророческий чин. В том же зале расположен экспозиционный комплекс, рассказывающий о православных таинствах.

Специальный раздел новой экспозиции посвящен взаимоотношениям Церкви и Российского государства на основных этапах их совместной истории - становление Московского царства и Российской империи, становление митрополии и утверждение института патриаршества, Смутное время, царствование династии Романовых, реформы патриарха Никона. Среди экспонатов раздела – уникальный макет колокольни Ивана Великого, исторические полотна русских художников (М.В Нестерова, В.М. Васнецова, В.В. Пукирева и др.), запечатлевшие иерархов православной церкви и московских царей.

Разделы, посвященные старообрядчеству, реформе Петра I и Синодальному периоду в истории русского православия в новой экспозиции претерпели значительные изменения по сравнению с их трактовкой в экспозиции, создававшейся в конце 1990-х гг.

В экспозицию включены новые темы – миссионерская деятельность, история Императорского Православного Палестинского общества и др.

А также «Церковь и государство в XX – начале XXI в»: самые критические моменты непростых отношений между Церковью, государством и обществом на протяжении последнего столетия - борьба с религией и Церковью в послереволюционное время, Церковь в годы Великой Отечественной войны, Церковь на современном этапе в период ее возрождения.

 


Назад к списку