Новости
-
19.04.19
Республиканский конкурс инклюзивных тактильных картин "Русский музей для друзей" С целью содействия адаптации визуального художественного искусства для восприятия незрячими и создания доступной музейной среды для слепых и слабовидящих, Виртуальный филиал Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары объявляет конкурс тактильных композиций на темы произведений русского изобразительного искусства.
-
30.03.19Воскресные занятия семейного инклюзивного клуба «Солнечная колыбель». После поздней воскресной Божественной Литургии при храме Новомучеников и Исповедников Российских г. Чебоксары по благословению настоятеля архимандрита Гурия (Данилова) проводятся встречи семейного инклюзивного клуба «Солнечная колыбель».
- все новости
Объявления
-
19.04.16
-
14.12.15
-
10.11.15
В Санкт-Петербурге обсудили вопросы музейной деятельности при храмах
16 февраля 2017 года в региональном отделении ТАСС в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция, посвященная опыту работы церковных музеев и музеев, хранящих религиозные ценности.
В пресс-конференции «Музеи — памятники религиозного искусства и церковные музеи» приняли участие директор Государственного музея истории религии Любовь Мусиенко, директор Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника Людмила Губчевская, заместитель директора по эксплуатации Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Борис Подольский, настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), помощник наместника Александро-Невской лавры по реставрации Алексей Одинцов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице в Санкт-Петербурге протоиерей Вячеслав Харинов.
«Основная задача музея — хранение, изучение, реставрация, экспонирование и популяризация», — так сформулировала цели и задачи музейной деятельности Любовь Мусиенко. Она рассказала о том, что Государственному музею истории религии (ГМИР) в этом году исполняется 85 лет, что это единственный музей такого профиля в России и один из немногих в мире. Говоря о переезде в 2000 году из здания Казанского собора в здание на Почтамтской улице, отметила, что если поначалу это вызвало некоторый отток посетителей, то сейчас популярность музея растет, и его посещают люди самых разных возрастов. Также директор поблагодарила религиозные организации, которые не только охотно сотрудничают с ГМИР в проведении различных мероприятий, но и пополняют музейное собрание.
Людмила Губчевская кратко рассказала о музее в Старой Ладоге, а также о том, что экспонаты демонстрируются в храме великомученика Димитрия Солунского, и экскурсии согласованы с графиком богослужений. В истории взаимоотношений музея и Церкви не всегда все было гладко, но, по ее словам, сейчас продолжается процесс сотрудничества.
Протоиерей Вячеслав Харинов известен как создатель нескольких музеев. В Скорбященском храме действуют два: «Неизвестная неоконченная война» (в основном экспозиция состоит из находок поисковых отрядов) и Музей новомучеников (с историей прихода связаны судьбы новомучеников Юрия Новицкого, Екатерины Арской (Петроградской), священномученика Григория Сербаринова). Так сложилось, что отец Вячеслав — клирик и Санкт-Петербургской, и Тихвинской епархий. Музей есть при Успенском храме в селе Лезье, экспозиции также будут создаваться при храмах, приписанных к Успенскому. Например, в храме на станции Апраксин установлены мемориальные доски с 2700 именами красноармейцев, погибших при обороне Ленинграда. Создаются при храмах музеи, посвященные жизни на оккупированных территориях и подвигу военных медиков. Собрания отца Вячеслава известны в городе, экспонаты нередко участвуют в выставках государственных музеев.
Алексей Одинцов рассказал о деятельности Александро-Невской лавры, связанной с реставрацией храмов, подробно остановился на исторических захоронениях, обнаруженных при реставрации Феодоровской церкви. «С нами сотрудничают Эрмитаж, Русский музей, Академия художеств, — отметил А. Одинцов. — Александро-Невская лавра старается быть храмом-музеем, в котором и богослужебная, и музейная функция прекрасно сосуществуют».
О недавней передаче Сампсониевского собора Санкт-Петербургской епархии и о том, какие функции возложены на приход в связи с передачей, рассказал Борис Подольский, который подчеркнул, что все обязательства зафиксированы в договоре, утвержденном Минкультом. Музей занимается контролем за состоянием здания и экспонатов, будет проводить все необходимые реставрационные работы. Задача прихода — поддерживать температурно-влажностный режим, для этого в ведение прихода переданы инженерные объекты. Что касается Исаакиевского собора, главная задача музея — контроль состояния несущих конструкций. Температурный режим тоже важен: в результате исследований была найдена оптимальная температура для наилучшей сохранности монументальной живописи, она составляет плюс 19°С.
Игумения Илариона рассказала о музее христианского искусства при храме преподобномученика Андрея Критского — подворье Константино-Еленинского монастыря. В музее проводятся экскурсии для разных возрастных групп. В прошлом году три картины из его собрания были выставлены в Эрмитаже. По словам матушки Иларионы, для многих музейное пространство становится своеобразным преддверием на пути в храм.
«Территория музея — это пространство, где можно узнать о религиозной жизни. Многие люди стесняются приходить в храм, а в музей прийти проще. Тут можно рассматривать экспонаты, задавать вопросы, не боясь, что как-то не так себя ведешь».
Участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов. Отвечая на вопрос, кто будет следить за зданием Исаакиевского собора, когда он будет передан в пользование Русской Православной Церкви, Борис Подольский заверил, что со зданием ничего плохого не произойдет; на кого бы ни была возложена эта обязанность, за состоянием здания будут следить государственный органы, и никто не позволит ему разрушаться. Вопросы реставрации также будут определяться договором.
Протоиерей Вячеслав Харинов дополнил выступление Бориса Подольского, подчеркнув, что многие приходы получали здания храмов в плачевном состоянии или полностью разрушенными, реставрировали их за свой счет, при этом большинство церковных зданий находятся на балансе государства или города. Алексей Одинцов также заверил, что опасения, будто Церковь не может содержать памятники архитектуры, ничем не подтверждаются. У Александро-Невской лавры есть опыт работы и с руинированными памятниками, и с памятниками, которые надо просто поддерживать в нормальном состоянии. Монастырь с этим справляется, более того — специалисты из государственных музеев оказывают ему в этом профессиональную помощь.
Назад к списку