Новости
-
19.04.19
Республиканский конкурс инклюзивных тактильных картин "Русский музей для друзей" С целью содействия адаптации визуального художественного искусства для восприятия незрячими и создания доступной музейной среды для слепых и слабовидящих, Виртуальный филиал Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары объявляет конкурс тактильных композиций на темы произведений русского изобразительного искусства.
-
30.03.19Воскресные занятия семейного инклюзивного клуба «Солнечная колыбель». После поздней воскресной Божественной Литургии при храме Новомучеников и Исповедников Российских г. Чебоксары по благословению настоятеля архимандрита Гурия (Данилова) проводятся встречи семейного инклюзивного клуба «Солнечная колыбель».
- все новости
Объявления
-
19.04.16
-
14.12.15
-
10.11.15
25 марта - день памяти святых новомучеников и исповедников Александра, Сергея, Иоанна, Константина, Владимира
25 Март 2014
Державин Александр Сергеевич (1864 - 1933), священник, исповедник.
Родился 13 августа 1864 года в селе Зеленцино Клинского уезда Московской губернии.
В 1887 окончил духовную семинарию и был рукоположен в сан священника к храму Рождества Богородицы с. Александрова Звенигородского уезда Московской губ.
В 1897 переведен в Троицкий храм села Троицкое Звенигородского уезда Московской губернии.
После обыска, без предъявления обвинения, в ночь с 1 на 2 января 1930 г. о. Александр был арестован, отвезен на ст. Кубинка и помещен до прибытия поезда в отдельную комнату как арестант. В 5 часов утра прибыл поезд из Москвы. С вокзала в закрытом автомобиле он был доставлен на Лубянку.
Во время следствия в Лубянской тюрьме о. Александр был допрошен лишь один раз - 3 января 1930 г. Его обвинили в антисоветской агитации и в участии в мифическом восстании в Звенигороде. О. Александр виновным в антисоветской агитации себя не признал и заявил, что ни о каком восстании ничего не знает и сказать не может. 5 января 1930 г. его перевели в Бутырскую тюрьму.
О.Александра обвинили в том, что:
"Совместно с активом церкви, будучи тесно между собой связаны по церковным делам, в продолжение долгого времени систематически вели злостную антисоветскую агитацию, направленную к срыву проводимых Советской властью и партией мероприятий в деревне...".
31 января 1930 г. следствие было закончено. О.Александр виновным себя не признал. 12 февраля 1930 года был приговорен тройкой при ПП ОГПУ СССР по Московской обл. к 3 годам высылки в Северный край.
После приговора о. Александр еще месяц просидел в тюрьме, а 15 марта был отправлен этапом в Архангельск. В Архангельске пробыл еще 5 страшных дней и ночей, как позже писал о. Александр в дневнике, "они были еще тяжелее Бутырской тюрьмы". Наконец, вместе с другими ссыльными священниками Николаем Златоустовым и Феодором Воскресенским прибыли 23 марта в деревню Кондратьево, Часовенского с/с.
Поскольку по возрасту о. Александр уже не мог исполнять тяжелую физическую работу, а другой работы для ссыльных там не было, пришлось жить только посылками и деньгами, которые присылали дети. Из-за отдаленности места ссылки, распутицы и проч. посылки приходили нерегулярно, притом по дороге разворовывались. Приходилось голодать, терпеть лишения. О.Александр делился тем, что получал от своих детей со своим ссыльным собратом о. Феодором Воскресенским, который практически ни от кого не получал помощи.
В д. Кондратьево не было храма, что сильно угнетало священников. 10.07.1930 г. пришло распоряжение прибыть в Архангельск для отправления в новое место высылки тех из духовенства, кто не мог быть задействован на тяжелых работах. О. Александр и о. Федор Воскресенский 14 дней прожили в Архангельске. 10 июля вышло распоряжение отправиться на новое место высылки, куда они добирались 14 дней.
В Усть-Цильме был храм, но жить приходилось в тесном "клоповнике". О.Александр записал в дневнике: "Слава Богу, что есть где помолиться, легче душе". 18 августа он исповедался и причастился Святых Христовых Таин. Трудоспособных ссыльных отправили на лесопильный завод.
22 августа 1930 г., когда о. Александр в очередной раз пошел отмечаться в ОГПУ, ему сказали, что из Усть-Цильмы он должен ехать на жительство в деревню Усть??? (верст 35 от Усть-Цильмы) вместе с еще 20 нетрудоспособными священниками. Из дневника о. Александра: "Что делать, воля Божия. Из моих товарищей никого со мной не назначают, приходится жить одному. Посылается со мной еще человек 20".
По приезде оказалось, что церкви в селе нет, живут раскольники-старообрядцы беглопоповского толка. По дороге о. Александр застудил ноги. Здоровье священника стало еще больше расстраиваться. Он проживал в одном доме со священниками о. Алексеем Никольским и Георгием Троицким, тоже ссыльными. 29 октября 1931 г. о. Александр отпел умершего от брюшного тифа священника Георгия Троицкого, а в 9-й, 20-й и 40-й день поминовения ходил служить панихиду на его могилу.
20 марта 1932 г. о. Александру удалось причаститься Святых Христовых Таин. В конце марта все ссыльное духовенство в округе было вновь собрано в Усть-Цильму и направлено на жительство в другие места. Вместе с о. Алексеем Никольским они просили остаться в Усть-Цильме. Им разрешили. Но из-за дороговизны квартир, сдаваемым в наем, пришлось поселиться в 4-х километрах от Усть-Цильмы в селении Коровий Ручей.
31 мая 1932 г. пришло новое распоряжение из ОГПУ, чтобы о. Александр явился в Усть-Цильму с вещами. В ОГПУ ему объявили, что он должен отправляться в местечко Зигрнь.
Несмотря на то, что срок наказания истек 2 января 1933 г., власти не дали разрешения уехать на иждивение к сыну, как тот просил.
4 марта 1933 г. о. Александр причастился Святых Христовых Таин. Видимо он надорвался, или от переохлаждения, у него начались сильные боли в животе. Поехать к фельдшеру он смог: было очень холодно. С каждым днем боли усиливались, и состояние здоровья становилось хуже. 25 марта 1933 он умер. На похороны отца поехал сын Виктор. Погребен о. Александр, вероятно, в с. Зигрнь, точное место его могилы неизвестно. Разрешение на свободное проживание, т.е. постановление тройки ОГПУ, пришло 6 апреля 1933 г., после смерти о. Александра.
12 марта 2002 года постановлением Священного Синода причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
назад к списку новостей