Приглашаем проникнуться творчеством Михаила Нестерова в Церковном музее храма Новомучеников г. Чебоксары

07 Май 2014

Автономная некоммерческая организация «Дети Отчизны – достойная смена»  передала на экспонирование в храм Новомучеников и Исповедников Российских города Чебоксары выставку «Великие сыны России - преподобный Сергий Радонежский», включающую репродукции 15 живописных работ известных русских художников.

Среди представленных картин особо привлекают внимание посетителей репродукции работ Михаила Нестерова, посвященные великому русскому святому: "Видение отроку Варфоломею", "Юность преподобного Сергия", "Труды Сергия Радонежского".

Творчество Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом атмосферой семьи, в которой он вырос.

Нестеров родился в патриархальной, традиционно религиозной купеческой семье, в Уфе, в предгорьях Урала. Он принадлежал к старинному купеческому роду. Дед его, Иван Андреевич Нестеров, был выходцем из новгородских крепостных крестьян, переселившихся при Екатерине II на Урал. Он получил вольную, учился в семинарии, затем записался в купеческую гильдию и 20 лет служил уфимским городским головой.

Отец Нестерова славился в городе щепетильной честностью и был уважаем до такой степени, что все новые губернаторы и архиереи считали своим долгом делать ему визиты, чтобы представиться. А он принимал не всех. В доме царила мать, Мария Михайловна, умная, волевая. Близость с родителями сохранилась у Нестерова до конца их дней. В каждый свой приезд в Уфу он вел с ними, особенно с матерью, долгие задушевные разговоры, а разлучаясь, писал подробные письма о своих творческих успехах и неудачах, неизменно находя понимание и сочувствие. По семейной легенде, Нестеров выжил благодаря чудесному вмешательству святого. Младенец был "не жилец". Его лечили суровыми народными средствами: клали в горячую печь, держали в снегу на морозе. Однажды матери, как говорил Нестеров, показалось, что он "отдал Богу душу". Ребенка, по обычаю, обрядили, положили под образа с небольшой финифтяной иконкой Тихона Задонского на груди и поехали на кладбище заказывать могилку. "А той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила Бога, приписав мое Воскресение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни".

Можно говорить о стилистических особенностях творчества Нестерова, о том, как проявились в нем те или иные художественные течения и направления. Но вот что написал по этому поводу сам Михаил Васильевич: «Многие склонны обвинять меня в принадлежности к новейшим западным течениям в искусстве — символизму, декадентству и т. д. Это большое заблуждение. Я пою свои песни, они слагаются в душе моей из тех особенностей, обстоятельств моей личной жизни, которые оставляют наиболее глубокий след во мне. Ни к одной из названных сект я не принадлежу, не отрицая среди них много истинных дарований, которые и оставались бы таковыми, если бы не увлекались названными учениями. Самое драгоценное в искусстве — Божий дар, талант, и он должен служить к выражению чувств добрых и прекрасных».

Как истинный творец, Нестеров, несомненно обладал духовидческой проницательностью. Не случайно многие годы творчества он отдал на создание образа преп. Сергия, не случайно погрузился он в размышления об истосковавшейся душе русского народа, словно призывая своими полотнами-молитвами к охранениию Веры Православной, к пробуждению чувства достоинства и патриотизма.

Выставка репродукций картин, посвящённых святому Сергию Радонежскому, открыта до 12 мая, и у вас ещё есть время, чтоб погрузиться в мир русского живописца.



назад к списку новостей