16 Июнь 2015

Паломническая поездка в Казань

 

В 2015 году отмечается 460-летие начала христианской миссии в Поволжье, когда по указу Ивана Грозного и соборным определением митрополита Макария была учреждена Казанская епархия. На новую кафедру в сане архиепископа был назначен игумен Гурий (Руготин). При въезде в свою новую епархию он заложил Введенский  собор г. Чебоксары. Памятным событиям 1555 года посвящен просветительский проект «Крещение чувашского народа» конкурса "Православная инициатива - 2015".

Паломническая поездка в Казань состоялась 12 июня 2015 г. в составе сорока пяти паломников под руководством настоятеля храма Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары архимандрита Гурия (Данилова).

Ранним утром паломнический автобус подъехал к скромной кладбищенской церкви во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Построенная в 1796 г., она стала единственной церковью в Казани, которая не закрывала свои двери для православных - ни в эпоху атеизма, ни в страшное военное время. С закрытием Благовещенского собора, являвшегося главным храмом Казани, церковь Арского кладбища взяла на себя роль кафедрального. Здесь же долгое время хранились многочисленные святыни, спасенные из других церквей. Многие чудотворные иконы до сих пор находятся в храме. Это и икона Ярославских князей Феодора, Давида и Константина в честь которых освящен храм, с частицами св. мощей, и образ св. великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей, и чудотворная икона преп. Сергия Радонежского - древнейший образ этого святого в Казанской епархии. 

Особо чтимыми святынями храма являются мощи святителя Гурия, покровителя Казани, и чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, перенесенный сюда из Казанского Богородицкого монастыря. Маленький святой образ, увешанный крестиками получивших благодатную помощь, является одной из самых великих святынь российского масштаба. Мощи св. Гурия, перенесенные в храм на Арском кладбище из Благовещенского кафедрального собора, покоятся в массивной раке. В храме хранится и архиерейский посох св. Гурия, а стену над его гробницей занимает один из самых больших по размеру чудотворный образ Спаса Нерукотворного, принесший благодатную помощь при взятии Казани в 1552 году. 

Отстояв Божественную литургию и причастившись в храме у мощей святителя Гурия Казанского, паломники посетили некрополь Арского кладбища. За алтарем храма расположены могилы церковных деятелей: архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева); епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева); иеросхимонаха Серафима (Кошурина), последнего из числа братии Седмиозерной пустыни, спасшего от поругания мощи преподобного старца Гавриила и чудотворную Смоленско-Седмиозерную икону Божией Матери. 

У Никольского придела храма находится могила Николая Ивановича Ильминского, миссионера и просветителя Среднего Поволжья, по инициативе которого в 1867 году было основано Братство св. Гурия, несшего свет христианского учения в народы Поволжья. Ильминский – бесспорно великая личность: преподаватель восточных языков в Казанской духовной академии и Казанском университете, он стал составителем переводов на татарский язык Святого Писания и богослужебных книг, автором первого букваря на татарском языке и создателем письменности многих народов Поволжья, зачинателем системы школьного образования на родных языках.

Почтив память подвижников благочестия Казанского края, паломники совершили автобусную экскурсию по городу с посещением Казанского Богородицкого монастыря, где хранится Казанская икона Божьей матери — чудотворная икона, которая имеет удивительную историю. На том месте, где сейчас находится монастырь, был еще в XVI веке стрелецкий поселок, где жила семья Онучиных, и была у них дочка, Матрона. И так произошло, что по вине этой семьи сгорело полпоселка: то ли баню не так затопили, то ли что. После этого семью хотели наказать, но десятилетней Матроне ночью пришла Богородица, и сказала место, где лежит икона. Маленькой девочке долго не верили, однако после раскопок все же нашли чудотворный список.  На месте нахождения иконы и основался тогда еще Богородицкий девичий монастырь, а Матрона стала первой его настоятельницей. В начале XX века икона была украдена. Воров поймали, но иконы у них не было. По материалам, драгоценности с иконы они продали, а саму её — разрубили на части. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопросов. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев.

В 2005 г. вернули в монастырь список другой Казанской иконы, который был вывезен из России после революции.  Долгое время он был в частных коллекциях в Аргентине, в США, потом в Ватикане у папы Римского, который и вернул ее Русской Православной Церкви.  21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и передал чудотворный "Ватиканский" список Казанской иконы Божией Матери, установленный ныне в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и паломники имеют возможность поклониться Святыне.

Неподалеку от монастыря находится старинный храм св.вмц. Параскевы Пятницы. В XVIII - XIX в. у церкви было три престола. Главный изначально освятили во имя Богоявления, но в народе храм всегда называли Пятницким - в честь находившегося в левом приделе чудотворного образа святой Параскевы, нареченной Пятницею. Множество паломников стекалось поклониться в дни празднования ее памяти: 10 ноября и пятницу недели Всех Святых.

В годы безбожия и гонений храм был обращен в шестую городскую тюрьму, в застенках которой приводили в исполнение смертные приговоры. Расстрелянных людей закапывали тут же, внутри церкви и на прилегающей к ней территории. В 1950-е годы была снесена колокольня, и храм пришел в запустение. Новая история Пятницкого храма началась в 1996 году, когда храм был передан Казанской епархии для учреждения в нем чувашского прихода. Одними из первых благотворителей и жертвователей храма стали представители чувашской диаспоры Казани и Татарстана.

С первых дней восстановительных работ оказалось, что вся площадь внутри храма и территория, прилегающая к нему, представляет собой сплошное кладбище. Приходилось аккуратно собирать человеческие останки и по-христиански предавать их земле. Первое захоронение было совершено на Самосыровском кладбище в мае 1998 года, второе - на территории храма: в сентябре 1998 года отслужили панихиду по невинно убиенным, захоронили их останки в братской могиле во дворе церкви и поставили мраморный крест. В 2004 году на средства благочестивых прихожан над могилой была выстроена усыпальница, в которой упокоены более семисот репрессированных.

Привезенная в 2009 году из Италии великая святыня христианского мира - частица Древа Животворящего Креста Господня – в июне 2009 г. была передана архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием на постоянное хранение в Пятницкий храм. После передачи храму частицы Креста ежедневно начали служить молебен Животворящему Кресту. Напротив ковчега с Частицей Креста установлен кивот с особо почитаемой прихожанами старинной иконой Небесной Покровительницы храма – святой великомученицы Параскевы Пятницы с частицей ее мощей. По пятницам перед иконой служится водосвятный молебен с акафистом святой Параскеве.       Всем паломникам в честь престольного праздника были подарены маленькие печатные иконочки с изображением святой великомученицы Параскевы Пятницы.

Покинув чувашский приход, паломники отправились пешком до Спасской башни — главной башни Казанского Кремля. Подойдя поближе, увидели массивные булыжники, из которых сделаны стены и башня.  Долгое время перед ней был большой ров, который засыпали в XVIII веке. Спасская башня  не была сквозная, как сейчас. Вход был сбоку, ибо так лучше обороняться от захватчиков. Первоначально в ней находилась Надвратная церковь. Всего в Казанском Кремле было 18 храмов.  В настоящее время только единственный Благовещенский собор. Легенда гласит, что место под постройку выбирал лично Иван Грозный. Деревянная церковь была построена сразу после взятия Казани. Каменная же появилась позже, в 1556 году, о чем гласит табличка на храме.      Чебоксарским паломникам особенно повезло, что экскурсоводом по Казани и по Кремлю согласился быть известный казанский историк, доцент Казанской Духовной семинарии Анатолий Михайлович Елдашев. Он не только познакомил их с памятниками Казанской старины, доступными всем туроператорам, но и поделился результатами своих научных исследований по истории Православия на казанской земле. Особенный духовный восторг охватил всех паломников, когда удалось оказаться в закрытом для посещения храме Всех святых, находящемся в цокольном этаже Благовещенского собора, являющемся усыпальницей многих казанских архиереев. Под низкими каменными сводами храма раздались звуки православных молитв, которые пропели паломники под руководством архимандрита Гурия.

А другая достопримечательность Кремля  — падающая башня Сююмбике. Существует красивая легенда, согласно которой Иван Грозный предложил выйти за него замуж царице Сююмбике. Та в ответ пообещала сделать это в обмен на башню, с которой она в последний раз хотела попрощаться с любимым городом. Башню построили за 7 дней (в день по ярусу, всего у башни 7 ярусов), после чего царица забралась на башню и скинулась с неё. В ту сторону куда она упала, и наклонена башня. Но это всего лишь легенда. Сама же башня была построена русскими мастерами, возводившими Казанский кремль.

Чебоксарцы также сподобились помолилиться перед Святынями,  размещенными в  Никольском кафедральном соборе, который находится неподалеку от Кремля, по адресу: ул. Баумана, 5. Накануне 11 июня  в Казань привезены ковчег с мощами святого архиепископа Луки Войно- Ясенецкого и его келейная икона Божией Матери «Скоропослушница».

Переполненные благодати и впечатлений от поездки, возвращаясь домой, почерпнули еще и чудотворной воды из источника в Раифе и приложились к главной святыне Раифского монастыря — очень древней иконе Грузинской Божьей Матери. Раифский монастырь ухоженный, белоснежный и чистый.  Гулять по его территории одно удовольствие, тишина и умиротворение. Очень много скульптур на духовную тему.  Озеро у монастырских стен покрылось цветущими кувшинками. Не случайно эти места стали источником вдохновения для многих художников, расположившихся здесь же со своими работами.

Паломническая поездка явилась увлекательным и благотворным знакомством с историко-архитектурным и духовным наследием Казанского края, помогающим приобщению  прихожан храма Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары к истории и святыням Православной Церкви.

Фотогалерея



назад к списку новостей