Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси 

Митрополит Макарий 1

Выдающимся Первосвятителем Русской Церкви середины XVI века был митрополит Макарий. Он родился в 1482 году, как предполагается, в Москве. При Крещении он был назван Михаилом в честь Архистратига Михаила. Родители его были Леонтий, а также известно имя, но только монашеское, его матери — инокиня Евфросиния. Источники свидетельствуют о его родственных отношениях с преподобным Иосифом Волоцким. Будущий митрополит принял монашеский постриг в конце XV века в Пафнутиево-Боровском монастыре. В Боровской обители он духовно возрос и воспитался как книжник и иконописец.

Непродолжительное время, в 1523 — 1526 годах, он был настоятелем Можайского Лужецкого монастыря, затем митрополит Даниил с Собором русских архиереев поставил святителя Макария архиепископом на кафедру Великого Новгорода и Пскова. В лице нового иерарха новгородская паства удостоилась лицезреть мудрого архипастыря, талантливого организатора и устроителя церковной жизни. На Новгородской кафедре архиепископ Макарий, следуя постановлениям Собора 1503 года, ввел в монастырях общежительный устав. Летопись под 1528 годом сообщает о больших работах в Софийском соборе, предпринятых святителем Макарием. Были изготовлены новые царские врата «с мудрыми подзоры», новая катапетасма «от различных тафт». Над царскими вратами был устроен хрустальный крест, увеличилось число икон в иконостасе. Архиепископ Макарий «самую чюдную икону святу Софию выше воздвиг, и цареградцкие иконы Всемилостивый Спас Господь наш Исус Христос». Летописец дважды подчеркивает, что все иконы Святитель «повеле по чину поставити». С его именем связывается появление пророческого ряда в иконостасе. Он украсил обветшавший новгородский Софийский собор росписью перед входом в него. Святитель проявлял молитвенную заботу о благополучии своей паствы, совершал крестные ходы, заступался за попавших в опалу людей перед великим князем и т.п.

Великий Новгород — выдающийся культурный центр Древней Руси. Его богатейшие книжные традиции продолжал и развивал Новгородский владыка. В 1528 году племянник преподобного Иосифа Волоцкого — инок Досифей (Топорков), по благословению Новгородского владыки, занимался исправлением текста Синайского Патерика. Работа над Синайским Патериком является самым ранним известием о литературной деятельности архиепископа Макария. Из приписки к Патерику известно стремление инока Досифея записать сведения об отечественных подвижниках. Это характерно также для святителя Макария, но приобретает уже макарьевский размах при создании Великих Четьих Миней.

Под 1536 годом в Новгородской летописи сообщается о переводческой работе по благословению святителя Макария. Сделанный толмачом перевод толковой Псалтири содержит не только толкования на псалмы, но также сведения о переводчиках Библии, авторах псалмов, толкования библейских песен, молитвы Господней, Символа веры и т.д. Святитель Макарий, благословив перевод Псалтири, очевидно, преследовал и учебную цель. Самый ранний список Псалтири имеется в Софийской Четьей Минее. Другие списки встречаются в монастырских библиотеках: Волоколамской, Соловецкой, Троице-Сергиевой. А это еще раз наглядно показывает просветительный характер деятельности монастырей на Руси.

Летопись под 1537 годом сообщает еще об одном литературном начинании святителя Макария — написание Жития преподобному Михаилу Клопскому (+1456; память 11 января). Преподобный Михаил жил во времена Василия II Темного и способствовал умиротворению смуты в великокняжеском доме, возникшей в связи с притязаниями на великое княжение Димитрия Шемяки.

Поэтому написание Жития по благословению святителя Макария является молитвенным обращением к святому об умирении Отечества.

О книжных начинаниях Святителя имеется свидетельство его современника. Новгородский писатель, инок Зиновий Отенский, писал дьяку Я. Шишкину: «Государь, живешь ис божественна мужа и велика Святителя и Божия книги на всяк час чтутца ту...». Это очень важное свидетельство о кипучей и плодотворной деятельности святителя при создании Четьих Миней. В целом, о многогранной деятельности архиепископа Макария в Великом Новгороде мы знаем довольно подробно благодаря летописному владычному своду 1539 года, составленному А. Квашниным и на страницах которого уделено много внимания трудам Новгородского иерарха.

После удаления в 1542 году митрополита Иоасафа в Кирило-Белозерский монастырь на Первосвятительский престол был возведен архиепископ Новгородский Макарий.

Святитель Макарий не участвовал в борьбе боярских партий в малолетство государя, но он активно содействовал укреплению самодержавной власти. 16 января 1547 года митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом

Иоанна IV. До этого в истории венчание совершали только Константинопольский патриарх и Римский папа. Царское венчание Иоанна Грозного явилось завершением развития самосознания Московской государственности. Вместе с царским титулом он воспринял регалии и прерогативы византийских императоров, Московская Русь становится православным царством. Сохранилось поучение нововенчанному царю митрополита Макария, где говорится о миловании государем своих подданных.

Вскоре после царского венчания последовало браковенчание Иоанна IV с Анастасией Романовой. 3 февраля 1547 года митрополит Макарий совершил их венчание в Успенском соборе и в конце произнес поучение-наставление новобрачным.

Митрополит Макарий 2Славу Церкви составляют святые. При составлении Четьих Миней митрополит Макарий убедился, что на Руси много святых, но одни почитаются повсюду, а другие прославлены только местно. С этой целью святитель Макарий созывает два знаменитых Собора в 1547 и 1549 годах. На них было прославлено 39 святых, из которых 30 общерусских и 9 местночтимых. Деятельность этих Соборов служила духовному объединению земли Русской и почитанию святых подвижников, трудами и подвигами которых осолялась (Мф. 5, 13) Русская земля.

Митрополит Макарий не только канонизовывал святых, но и при жизни в своей деятельности общался со святыми подвижниками, которые позднее были прославлены Русской Церковью. Это — преподобный Александр Свирский (+1533; память 30 августа), преподобный Трифон Печенгский (+1583; память 15 декабря), блаженный Василий Христа ради юродивый (+1557; память 2 августа), преподобные Адриан Пошехонский (+1550; память 5 марта), Феодосии Тотемский (+1568; память 28 января), Максим Грек (+1555; память 21 января)и другие.

Эпоха середины XVI века — это время интенсивной соборной церковной жизни на Руси. В 1550 году созывается земский Собор, на котором был утвержден царский Судебник. Это был важный этап в развитии русской правовой мысли после Судебника Иоанна III, теперь уже отвечавший требованиям централизованного государства. В 1551 году святитель Макарий созывает Собор, получивший название Стоглавого, т.к. его материалы были изложены в 100 главах. 23 февраля проходило торжественное открытие Собора в царских палатах. На Соборе присутствовало 9 епископов, много архимандритов, игуменов, старцев из монахов. Собор открыл сам царь, по примеру Византийских императоров. Соборные постановления Стоглава были направлены на искоренение различных недостатков в русском обществе. Подготовленный Стоглавник царь послал на рассмотрение в Троицкий монастырь бывшему митрополиту Иоасафу и другим соборным старцам. Митрополит Макарий (Булгаков) считает, что постановления Собора послужили развитием, дополнением и обогащением прежней соборной деятельности Русской Церкви. Собор указал меры для искоренения недостатков. Этими постановлениями пользовались затем 150 лет, вплоть до реформы императора Петра I.

В 1553-1554 годах в Москве проходили соборные заседания, на которых были осуждены лжемудрствования М. Башкина и Феодосия Косого. Среди осужденных был бывший игумен Троицкого монастыря, старец Артемий. В соборной грамоте, посланной на Соловки, куда направили старца Артемия, подробно говорится о лжеучении. А в 1555 году, согласно летописи, состоялся Собор «о многоразличных чинех». На нем была учреждена новая епархия в Русской Церкви с кафедрой в недавно покоренной Казани. Казанская епархия была по старшинству после Новгородской.

Еще в Великом Новгороде святитель Макарий начал собирать воедино всю церковную литературу на Руси. Для собирания книг святитель Макарий привлек множество образованных людей: авторов, писцов. Его окружение называют академией XVI века. Собранные памятники духовной литературы святителем Макарием были помещены в Четьях-Минеях, т.е. расположены по месяцам и дням. В результате напряженных, долголетних трудов были составлены 3 списка, 3 редакции Миней. Первая — Софийская — закончена в 1541 году, которая была положена Святителем в Новгородский Софийский собор. Успенская редакция была закончена в 1552 году, в год десятилетия Первосвятительства Митрополита Макария, и была вложена в Успенский собор в Москве. Это единственный сохранившийся полный список всех 12 томов. Царская редакция закончена в 1554 году и была подарена царю, сохранилось 10 томов из 12 месяцев. Во второй половине XIX века Археографическая комиссия стала издавать Минеи, которым было усвоено именование Великих — по своему объему — и Макарьевских — по имени своего составителя-собирателя. Но до конца они изданы не были, т.к. после 1917 года их издание прекратилось.

При Митрополите Макарии были осуществлены и другие труды. Царский духовник, протопоп Андрей составил Степенную книгу царского родословия, излагающую русскую историю не просто в хронологическом порядке, как в летописях, а по генеалогическим «ступеням» правителей Земли Русской. Апофеозом в изложении Степенной книги является время первого Русского царя - Иоанна Грозного.

При святителе Макарии было положено начало церковного книгопечатания. На Руси с печатными книгами были знакомы и раньше, западные книги ввозились из-за границы. В 1547 году, в год венчания на царство Иоанна IV, было поручено купцу Шлитте набрать за границей разных мастеров, но их не пропустили на Русь из-за сопротивления ганзейских купцов. Среди приглашенных им мастеров был книгопечатник. Новые побуждения к книгопечатанию возникли в связи со Стоглавым Собором и после взятия Казани. На Стоглавом Соборе было констатировано много ошибок в рукописях. Для миссионерского дела в Казани необходимо было много книг, а для этого нужно было книгопечатание. В 1553 году в Москве начала работать типография. Предполагают, что она находилась при церкви Николы Гостунского, диаконом которой был Иоанн Федоров. Очевидно, Митрополит Макарии рукополагал его в сан диакона. Он вошел в историю как первопечатник. Первые печатные книги получили именование безвыходных или анонимных, т. к. они не сообщают выходных данных. Так называемый первопечатный «Апостол» начал печататься при жизни святителя Макария и по его благословению, а вышел уже после его кончины.

Во время Первосвятительства Митрополита Макария в Москве, и в целом в Русской Церкви, торжественными богослужениями отмечаются различные церковно-государственные события.

На следующий год после его интронизации была Кирио-Пасха. А в 1546 году от имени царя было сделано указание о старшинстве настоятелей русских монастырей, и первым стал кремлевский Чудов монастырь. Но 15 лет спустя первым архимандритом в Церкви был определен настоятель Троице-Сергиева монастыря.

С именем Митрополита Макария византолог Г. Острогорский связывает появление на Руси и Чина шествия на осляти в Неделю Ваий. Самое раннее упоминание о совершении этого чина, он считает, причем, как хорошо известного, относится к 1548 году и связано с Новгородом, где, как известно, до 1542 года святитель Макарий был архиепископом. В одном позднем памятнике говорится, что «шествие на осляти» в великий праздник совершал в Великом Новгороде в конце XV века архиепископ Геннадий. В Москве он совершался после интронизации Предстоятеля Русской Церкви. Но при Митрополите Макарий его совершение приобретает большую торжественность, особенно после построения памятника в честь победы над Казанским ханством — храма Покрова на рву, где был придел Входа Господня в Иерусалим. Сюда и направлялся Митрополит Макарий, когда совершал Чин шествия на осляти.

В Даниловом монастыре при Митрополите Макарий был построен храм в честь Семи Вселенских Соборов, что может свидетельствовать об установлении нового праздника Русской Церкви — в честь отцов Семи Вселенских Соборов. В годовщину великого московского пожара 21 июня 1548 года был издан указ творить вселенские панихиды. Этот указ сохранился во множестве списков в составе заупокойных Синодиков.

В Первосвятительство митрополита Макария в Москву, как и в предыдущее время, приносятся для поклонения чудотворные иконы. В 1551 году из ново-основанного города Михайлова была принесена икона Архангела Михаила. В 1555 году митрополит Макарий поновлял образ святителя Николая Великорецкого, принесенного для поклонения из Вятки. Девятый придел храма-памятника покорения Казани был посвящен Николе Великорецкому

«С именем Макария следует связывать появление образца покаяния («поновления») грешного вельможи, сохранившегося в рукописях второй половины XVI в.... Согласно этому образцу, грешник должен был каяться в том, что он судил «по мзде и по посулам», «неповинных на казнь и смерть выдавах», «богатство насильством и кривым судом и неправдою стяжах и приобретах».

Во время малолетства Иоанна Грозного учащаются набеги татар на Русскую землю, увеличивается число уведенных в плен. Ко времени возмужания первого царя сложилась нестерпимая ситуация: «Первоочередной задачей внешней политики Русского государства к середине XVI века стала борьба с Казанским ханством, за спиной которого стояло Крымское ханство и, могущественная тогда, султанская Турция». В 1550 году состоялся неудачный зимний поход русского войска в Казань. В это время Митрополит Макарий по приглашению царя Иоанна Грозного путешествует во Владимир на праздник Богоявления, совершает там молебен, призывает воинов к самоотверженному подвигу. И хотя Казань из-за начавшейся распутицы не была взята, однако был заложен плацдарм для последующего покорения Казани — основан град Свияжск.

 Началу победоносного похода 1552 года предшествовал молебен в Успенском соборе. Святитель Макарий «благословляет самодержца Животворящим Крестом и святою водою покропив, и молитвою вооружив, и конечную победу наказав, он проречествует ему ко уху глаголя: «О пресветлы царю и предобрыи пастырю, пологаи душу свою за словесныя своя овца, их же Бог дарова тебе паствити, имаши бо теплеишу ревность по Бозе своем и дерзаеши неотложно за благочестие страдати и Всемогущии же Бог, молитвами Пречистыя Его Матери, подает ти помощь и конечное одоление на сопостаты твоя». Во время похода в Коломне царь молится перед чудотворным Донским образом Богоматери. В Муроме он поклоняется «сродником своим и великим чюдотворцом князю Петру и княгине Февронии». В это время митрополичий боярин привозит царю святительское послание, в котором он говорит о молитвах, воссылаемых Церковью о ниспослании победы русскому воинству. Послание Предстоятеля Церкви, несомненно, имело большое значение для духовного укрепления воинства и самого царя. «Государь благочестивый прочте писание Митрополиче и благодарно въсприах и внутрь-уду на скрыжалех сердца своего написах, а грамоту велел прочитати… всем бояром и воеводам». На следующий день после праздника Покрова, в конце чтения литургийного святительского зачала Евангелия раздался взрыв крепостной казанской стены из подкопа и начался решительный штурм, после чего Казань пала.

О покорения Казани было сообщено Митрополиту Макарию, который оставался в Москве «во всем беречи царства». В Троицком монастыре царя встречала братия, в числе которой был Митрополит Иоасаф, преподобный Максим Грек. В Москве при встрече возвратившегося с победой государя москвичи услышали благодарственную речь царя, обращенную к Митрополиту, и его ответное, поздравительное слово. Есть основания утверждать, что во время казанского похода, как и в ХIV веке при борьбе с Мамаем, в русских храмах творились каноны и молитвы Патриарха Филофея «на поганыя». Имена погибших под Казанью воинов были занесены в поминальные Синодики. Вскоре было совершено святое Крещение приведенных в Москву ханских царевичей Утемиш-Гирея и Едигера. Малолетний мурза Туртас Гравирович был крещен с именем Сергия. Позднее он принял монашество и подвизался в Кожеезерском монастыре и ныне известен как преподобный Серапион Кожеезерский (†1611; память 27 июня).

По учению Церкви, храм — это небо на земле, жилище Бога Живаго. Новгородские летописи довольно часто сообщают о храмах, которые святитель Макарий освящал после их возобновления или построения вновь. После долгого вдовствования архиерейской кафедры в Новгороде появился энергичный иерарх, благодаря активному участию которого украшаются многие новгородские храмы. В Москве, стольном граде Русского государства, такого «обветшания» не было, и сообщения об освящении храмов Митрополитом Макарием встречаются в летописи значительно реже.

Самым известным храмом, который освятил Митрополит Макарий, был храм-памятник Казанской победы в честь праздника Покрова, что на Рву. Первоначально он был деревянный. Затем было возведено величественное каменное здание, украшающее и поныне Красную площадь. Приделы Покровского собора посвящены церковным праздникам, в дни которых произошли важные события казанского взятия. К. Заусцинский, исследователь XIX века, пишет: «Нельзя ли видеть и в Покровском соборе ту идею, которая проходит через все произведения Макария, — идею объединения Руси, выраженную в форме соединения в одно целое всех стилей церковной архитектуры, практиковавшейся в разных местностях России».

До наших дней сохранилось письменное наследие Митрополита Макария. Грамоты и послания святителя Макария известны, начиная с новгородского периода. Самая ранняя грамота адресована великому князю Василию III в связи с реформой монашеской жизни в Новгородских обителях. Тема государя и монашества характерна для наследия Митрополита Макария. Еще чаще он обращался позднее к Иоанну Грозному. Он понимал, что это единственный в мире православный царь. Святитель писал, обращаясь к нему: «В кон-цех всея вселенныя восиявшему, наипаче во царех пресвятейшему». Его он поздравляет с царским венчанием в Успенском соборе 16 января 1547 года, а позднее — с бракосочетанием. Правомочность совершенного на Руси царского венчания Митрополит Макарий доказывал в посланиях Виленским епископам Павлу, а затем и Валериану, содействуя признанию царского титула в соседнем Литовском государстве.

Будучи патриотом своего Отечества, Митрополит Макарий шлет послания, укрепляющие царское мужество во время казанского похода. За основу взято известное послание Ростовского архиепископа Вассиана князю Иоанну III во время Угорского стояния 1480 года. Возвратившегося с казанской победой царя глава Церкви торжественно встречает и поздравляет радостной речью.

Письменное наследие Митрополита Макария, с юного возраста вступившего на монашескую стезю подвигов, свидетельствует о его заботах о монашеском устроении. Святительские заботы о монашестве в Великом Новгороде, по замечанию летописца, принесли свои положительные плоды: стало расти число иноков в обителях. К святителю Макарию обращались подвижники за благословением на начало строительства монастыря. Между тем, насельники этих обителей были современники покорения Казани, современники духовного подъема. Это были современники и молитвенники о судьбах нашего Отечества, по молитвам которых Господь являл Свою милость русскому народу.

Монашеская проблематика переплетена с новгородскими связями Митрополита Макария. Он посылает послания архиепископам: Феодосию, Серапиону, Пимену. В 1557 году, во время тяжелых погодных условий, он посылает в Великий Новгород богомольную грамоту и святую воду, заповедуя творить усиленные молитвы и кропить все святой водой. Конечно, писал Митрополит Макарий не только в Великий Новгород. Из послания Иоанна Грозного первому Казанскому святителю Гурию узнаем, что он посылал послания и различных мастеров-умельцев в Казань. В. Жмакин еще в прошлом веке опубликовал два поучения Святителя: «Против разговаривающих в церкви» и «О глаголющих и смеющихся в церкви». Первое поучение почти дословно совпадает с 16 главой Стоглавого Собора. В них Святитель выступает против неблагоговейного поведения в храмах. Его мысль проста и убедительна: если мы с трепетом предстоим земному царю, то тем более должны иметь благоговение к Небесному Царю. Эти поучения Митрополит Макарий мог произнести после царского венчания 1547 года и до 1551 года, времени Стоглава. Завершает письменное наследие Митрополита Макария его духовная грамота, написанная им перед блаженной кончиной. Как и первая подобная грамота Митрополита Киприана († 1406; память 16 сентября), она была внесена в состав летописи. «В словах завещателей народ видел как бы волю небесную, выражение нравственной зрелости и духовной мудрости». Внесение прощальных грамот в летопись свидетельствует также о почитании лиц, их написавших.

Последние летописные сообщения, связанные с именем Всероссийского Митрополита Макария, относятся к 1563 году. Святителю шел девятый десяток лет. 12 сентября 1563 года, в воскресенье, в Москве, согласно постановлению Стоглавого Собора, должен был состояться общий крестный ход московского духовенства в Успенский собор. Во вторник — двунадесятый праздник Воздвижения Креста Господня.

А на следующий день состоялся еще крестный ход к Сретенскому монастырю, установленный ранее при Митрополите Варлааме.

Во время этого крестного хода Святитель сильно простудился и заболел. В связи с этим он «повеле послати в Пафнутиев монастырь, в свое пострижение, ко игумену з братьею возвестити свою немощь, чтоб прислали старца духовна для брежения в немощи. Они же к нему прислаша старца Иелисея». После многотрудной и добродетельной жизни 31 декабря, когда колокол зазвонил к утреннему Богослужению, «преосвященный же дивный Святитель пастырь Рус-ския Митрополия всея Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Его же возлюби из младых нохтей и взем ярем Его последова невозвратным помыслом». Перед выносом тела из митрополичьих покоев в Успенский собор для царя был открыт лик почившего иерарха — «и бысть лице его, яко свет сия, за чистое и непорочное и духовное и милостивое житие». 1 января он был погребен в Успенском соборе. При этом была прочитана его прощальная грамота, в которой он у всех испрашивает прощение и сам всех прощает и благословляет. Имя Митрополита Макария записано в монастырских синодиках Троице-Сергиевой, Кирилло-Белозерской, Спасо-Соловецкой обителей.

Современники святителя Макария видели в нем святого мужа и подвижника, почитая его за добродетельную жизнь. Они чтили его при жизни, поклонялись ему после его блаженной кончины. В 1564 году царь, возвратившись из похода, поклоняется в Успенском соборе мощам чудотворцев «и новейшаго Макария Митрополита». Святитель Филипп, став Московским Митрополитом, «благий сей нрав подражая прежде помянутаго боголюбиваго Макария Митрополита. Усердно подшася последовати честным стопам его».

О святости Митрополита Макария говорят авторы Житий русских святых. В житии преподобного Саввы Крыпецкого (fl495; память 28 августа) он прославляется «якоже второй Златоуст, учением и правою верою въсиа в Руской земли сей Святейший Макарие и Духа Святаго исполненый чюдный муж». Один современник так описывает подвижническую жизнь Святителя: «Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу правящу Слово Божие истинное... от зелнаго воздръжания и поста, елико ему едва ходити, кроток же и смирен и милостив по всему гордости ж отнюдь ненавидяще, но и иным отсекаше и запрещаше, злобою отроча обреташеся умом, всегда совершен бываше».

В Пискаревском летописце имеется интересное сообщение. Оно называется «Видение Макария Митрополита о опришни(не)». «Не в кую нощную годину стояше Святителю на обычной молитве и глагола великим гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли? Господи, пощади, пощади! Утали Свой гнев! Аще не помилуеши ны за наши грехи, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видеть сего!» И слезу испущаще велии. И слышаше тогда его келейнику, некоему духовну и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие и кровоизлияние и разделение земли». И бысть тако. За много время до опришнины виде сие видение. Того же году не в кое время послал царь и Великий князь Иван Васильевич к отцу своему и богомольцу к Макарию Митрополиту книги просити душеполезные. И Макарей прислаше ему погребален. И князь Велики гневашеся на него тайно и рече ему: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарей: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезнее: аще кто ея со внимание(м) почитает, и тот в веки не согрешит». Это сообщение летописца сближает образ святителя Макария с Вселенскими Патриархами Геннадием (458-471; память 31 августа) и Фомой (607-610; память 21 марта), которые усердно молились, чтобы Господь отвратил предстоящие Церкви бедствия, по крайней мере, во время их святительства. Митрополит не только канонизовывал русских святых, но и постоянно в своей жизни общался со святыми подвижниками, которые позднее были причислены Русской Церковью к лику святых. При этом особо следует назвать преподобного Александра Свирского, с которым Святитель общался при его жизни и который потом был канонизован Митрополитом Макарием. Известно также, как преподобный Александр Свирский и Митрополит Макарий явились игумену Свирского монастыря.

В Митрополите Макарии воплотились многие лучшие черты Московских первосвятителей-чудотворцев: архипастырь и государственный деятель, проповедник и организатор, молитвенник и подвижник. Это был истинный пастырь Христов, призванный пасти Христово стадо словесных овец. Он вошел в историю как покровитель книжного делания, собиратель духовных сокровищ земли Русской, объединитель державы нашей.

6 июня 1988 года на заседании Поместного Собора Русской Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, была совершена канонизация целого лика русских святых, и среди них — главы Русской Церкви XVI века — святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси.

Архимандрит Макарий (Веретенников)

заведующий регентской школой приМДА, 

профессор


Назад к списку