История колокола

История колокола насчитывает более 4000 лет, самые ранние были изготовлены в Китае в XXIII…XVII веке до н. э., а в Европе аналогичный музыкальный инструмент, называемый карильон появился почти на 2000 лет позднее.

В средневековой христианской Европе колокол был голосом церкви. Вера в то, что при помощи удара в колокол можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь.

Впервые о колоколах в русских летописях упоминается под 988 год. Завозились они на Русь из Западной Европы.

На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду:

"Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango" –

"Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю".

Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойденные колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун 1622 г. (19 тонн).

Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола: язык, тулово, губа, уши. До сих пор в православии сохраняется обычай освящать колокол.

В Русской Православной Церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние и малые.

Благовестники созывают верующих на Богослужение и делятся на:

  • праздничные колокола - используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа;
  • воскресные колокола - используются в воскресные дни и в великие праздники;
  • постные колокола - используются в качестве благовестника только в Великий пост;
  • полиелейные колокола - используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение;
  • простодневные колокола - используются в будние дни седмицы.

Средние колокола служат только для украшения звона при перезвонах, переборах и трезвонах.

Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, к ним относятся:

  • зазвонные колокола небольшого веса, которые связываются между собой.
  • подзвонные колокола по весу больше зазвонных, их может быть любое количество, они крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

Таким образом, колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа, без них немыслим ни один православный храм, все события в жизни Церкви освящаются звоном колоколов.

В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. В 1990-е гг. литейное производство освоили такие гиганты как московский ЗИЛ и питерский Балтийский завод. На этих заводах изготовлены нынешние колокола-рекордсмены: Благовестник 2002 г. (27 тонн), Первенец 2002 г. (35 тонн), Царь-колокол 2003 г. (72 тонны).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. Появились и школы по подготовке звонарей. Ведь звонить надо согласно русской традиции колокольного звона! В Москве создан "Колокольный центр", где готовят звонарей для нужд храмов.

 

Искусство колокольного мастерства постепенно возрождается!

У вас есть замечательная возможность научиться звонить в колокола!

В храме Новомучеников и исповедников земли Русской проводятся занятия по колокольному звону, в курс обучения которых, входит теория и практика.

Успешно и усердно обучающимся будет предоставлена возможность звонить в колокола перед началом богослужения и после!

Ждем всех желающих! Не пропустите это, действительно, долгожданное событие!

Местоположение: г. Чебоксары, проспект Тракторостроителей дом 4, церковный музей.

Расписание занятий: суббота, начало в 14.00 часов.

Телефон: 89278664022 (Церковный музей)

                 89520289178 (Школа звонарей)

Занятия проводит Илья Михайлов.

 


Назад к списку