Дневник паломнической поездки по святым местам запада России

3 ноября 2013г.

8-00  Группа прихожан Храма Новомученников и исповедников Церкви Русской выехала из Чебоксар.

20-30  Троице-Сергиева Лавра приняла нас гостеприимно в гостинице для паломников на ночлег.

4 ноября 2013г.

5-30   Приложились к мощам Святого Сергия Радонежского. Исповедь. Праздничная Литургия в Трапезном храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Причастие.

8-00 выезд в Санкт-Петербург. Дорога очень трудная. Нас встретил самый настоящий ураган: ветер и дождь мешали движению. Водитель очень устал, мы поддерживали его, как могли, молитвенным пением.

21-30 По прибытии в Александро-Невскую Лавру,  мы разместились на ночлег в Духовом корпусе в гостинице для паломников. Уютно. Чисто. Замечательно вежливые дежурные.

05 ноября 2013 г.

6-00 Приложились к мощам Святого Александра Невского. Исповедь. Причастие на ранней Литургии.

8-30 Посетили кладбище при Лавре. Скорбно постояли у расстрельной стены. Своими ранами, следами от пуль, стена вопиет о прошлых злодеяниях, происходивших в Лавре, когда жертвами палачей были монахи и священники.

Почтили память митрополита Иоанна. Круглый год его могила утопает в цветах. Со временем любовь прихожан к Батюшке не иссякает, а случаев духовной помощи становится все больше и больше.

10-00   Посетили Храм иконы Божией Матери  «Всех скорбящих радосте (с грошиками)», поклонились Святой Матренушке-Босоножке; ее могила находится во дворе храма.

13-00   Прибыли к часовенке Ксении Петербуржской. Матушка Ксения приняла нас радушно. Перестал моросить дождь. И мы, отстояв молебен,  обошли часовенку,  и каждый побеседовал с  Матушкой Ксенией, получив её благословение. Уходить не хотелось.

16-00   Поклонились мощам Святого Иоанна Кронштадтского - «Всероссийского Батюшки», осмотрели экспозиции Музея Иоанна Кронштадтского и заспешили на вечернюю службу в Лавру.

17-00   Вечерняя служба у мощей Святого Александра Невского.

6 ноября 2013 г.

6-00  Попрощались со Святым Князем Александром Невским, взяли благословение и отправились дальше.

7-10 Прибыли в Вырицу. Помолились в часовне у мощей святых. Прочитали  акафист Святому Серафиму Вырицкому. И поехали к Батюшке Николаю Гурьянову.

14-00   Прибыли на пристань наудачу: совершенно не представляя, когда будет катер на остров Залит, и будет ли он сегодня вообще. Оказалось, что отправление  через 40 минут. Удача. Дождь прекратился, мелко моросит. И вот мы выходим на катере в Псковское озеро. Оно кажется бескрайним.

Через полчаса мы причалили к пристани о. Залит. Нам опять несказанно повезло! Несмотря на довольно позднее время, для нас  был открыт Дом-музей старца Николая Гурьянова, нам рассказали о жизни Великого старца, даже позволили  сфотографировать внутренне убранство комнат.

Прямо через дорогу на деревенском кладбище находится могила о. Николая. Шестилетняя девочка показала нам, где находится масло для помазания, и мы приняли благословение Великого старца.

Посетили островной Храм во имя Николая Чудотворца.

Ожидая катер,  мы побеседовали с детьми. Они рассказали нам о проблемах жизни на острове. Старшие ребята 16-17 лет хорошо помнят отца Николая и с любовью отзываются о нем.

18-00   К пристани подошел катер и перевез нас на Большую Землю. От пристани   до конечного пункта нашего путешествия г. Печоры – рукой подать.

21-00   Город Печеры. Получили приют в Доме Паломника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря.

7 ноября 2013 г.

7-30   Уставшие, все как один, проспали! Примчались в Успенский Храм  с опозданием.

У входа в Храм встречал всех паломников иеросхимонах Никон. Видно было, что батюшке  холодно, но он терпеливо благословил каждого подошедшего к нему и каждому сказал свое: кому – слова поддержки, кому – совет, а кому и резкие слова достались.  Каждому по грехам…

Удивительный пятиглавый Успенский Храм - это пещера, приспособленная, под храм еще в 1473 году.  Кстати, стена Храма является частью Святой горы, и прямо за стеною храма - «Богом зданные пещеры», где покоятся мощи более ста тысяч монахов монастыря  и мирян,  в том числе и мощи почитаемых печерских старцев. В Храме находятся мощи Святого Корнилия.

Входишь в Храм и чувствуешь присутствие Святости. Это чувство трудно объяснить. В Успенском Храме, во время  молебна с водосвятием, с трепетом подходим к главной святыни Храма - иконе Божией Матери «Успение». Так чиста, так трогательна молитва священника о помощи всем нам, с надеждой стоящим у Чудотворной иконы…

12-00   Экскурсия по пещерам. Поклонились мощам святых Марка, Иона, Вассы. В пещерах темно, сухо и удивительно свежий воздух. Температура в любое время года  постоянна  +5 градусов.

14-00   Поездка в древний город Изборск. Посетили Словенские водопады.

Набрали воды из каждой струи водопада, а их -12,  по числу Апостолов.

Покормили лебедей и уток.

Умные, красивые лебеди полностью доверяют людям, близко подплывают, и даже позируют.

Посетили древнюю крепость Изборска.

Вошли в древний, но действующий и ныне, Храм Николая Чудотворца внутри крепости. Нас особенно поразила очень редкая икона «Троица». На ней изображены Бог – Отец, Бог – Сын и Бог- Святой Дух в виде белоснежного голубя.

18-00   Вечерняя служба в Храме Михаила Архистратига. Исповедь. Неожиданный подарок – вечерняя экскурсия на Святую Гору. Провел нас по святым тропинкам-дорожкам  и замечательно рассказал об истории монастыря  монах Назарий, наш земляк.

8 ноября 2013 г.

6-00   Братский молебен. По прошествии времени подробности стираются, но остается состояние, переполнявшее нас во время братского молебна. Удивительно нежное, трогательное пение братии создает хрустально – прозрачное,  невесомое состояние души, и зовет ввысь…  От всей души советуем: найдите возможность побывать в Свято-Успенском Псково-Печерском мужском монастыре - не пожалеете.

Причастие во время ранней литургии. Молебен о здравии у Чудотворной иконы. Выходим – вновь рожденными. Не хочется уходить из монастыря.

Группа разделилась. Наша оставшаяся часть группы была награждена неожиданной встречей с иеросхимонахом Никоном в Сретенском Храме. Паломников было немного, и мы смогли обстоятельно поговорить со старцем, посоветоваться, испросить благословение не только себе, но и своим детям. Батюшка строго и в тоже время участливо, заботливо, ласково принимал всех. По совету старца запаслись водой из монастырского источника.

9 ноября 2013 г.

6-00   Братский молебен. Простились со Святыми Псково-Печерского монастыря. И вновь нам подарок! Наш земляк архимандрит Филарет проводил нас в Святая Святых монастыря, в келью старца Иоанна Крестьянкина. В келье все сохранено, как было при жизни Великого старца. Замечательный  рассказчик, эрудированный о. Филарет очень интересно рассказал нам о Батюшке,  о его жизни, об истории России. Он одарил нас просфорами и конфетами из Батюшкиной корзинки и еще, к нашему удивлению и огромной радости, вручил нам подарки. По благословению настоятеля монастыря архимандрита Тихона нас накормили вкуснейшим завтраком и мы отправились в обратную дорогу. Весь долгий путь мы вспоминали теплый, щедрый прием, оказанный нам,  паломникам из Чувашии, в благословенной Свято-Успенской Псково-Печерской обители.

22-00 На ночлег устроились в Доме паломников Свято-Сергиевой Лавры. Не смотря на позднее время, нас накормили ужином, и мы стали готовиться к причастию.

10 ноября 2013 г.

5-30 Исповедь в Надвратном Храме. Получили причастие во время удивительной Литургии в Трапезном Храме. Перед дорогой  нас напоили чаем, и мы уставшие, но духовно укрепившиеся, внутренне обновившиеся и  счастливые двинулись в обратный путь.

За эти дни мы посетили три Великих святых места России: Свято-Сергиеву Лавру  в Сергиевом Посаде, Лавру Александра Невского в Санкт-Петербурге и  Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь  в Печорах,  где братия совершает непрестанную молитву о нашей Родине, о российском народе, о всех нас, грешных…