Социальные функции св. Сергия Радонежского в XV–XVI вв.

Автор: А. Г. Мельник

В эпоху Древней Руси было распространено устойчивое представление о том, что Бог через посредство святых исполняет чаянья отдельных людей и целых сообществ. Иначе говоря, усопшие подвижники благочестия тогда наделялись качествами активных субъектов реальной действительности, выполнявших конкретные социальные функции. Могут возразить, что данные так называемые функции относятся к миру воображаемого. Однако люди того времени верили в эффективность действий святых в реальном мире и основывали на этой вере многие свои решения и поступки. Поэтому тогда указанные функции представляли собой существенный фактор социальной истории, который нуждается в тщательном изучении.

Рассмотрим основные социально значимые функции св. Сергия Радонежского в XV–XVI вв. Ранее в науке было уделено внимание истории формирования представления о преп. Сергии как о заступнике Русской земли. Однако специально и со столь определенной постановкой вопроса, как в предлагаемой работе, тема социальных функций данного святого не рассматривалась. Для ее раскрытия ниже будут подвергнуты анализу опубликованные редакции Жития Сергия Радонежского (далее — Житие), тексты посвященных ему служб (далее — Служба), летописи и акты.

Одна из первейших функций преп. Сергия состояла в покровительстве основанному им Троицкому монастырю и его насельникам. Это достаточно отчетливо обозначено в обращенных к усопшему подвижнику словах составленного Пахомием Сербом Жития: «Тем же, о честныи отче, поминаи нас въ святых своих молитвах, вемы бо известно, яко имаши дръзновение къ Святеи Троици, помяни стадо, его же поты своими събра, и не забуди, посещаа чад своих всегда, не презри иже верою и любовию чтущих тя, но приими, иже от устнъ наших приносимое ти моление, яко чадолюбный отец, яко да и мы сподобимся небеснаго царьства о Христе Исусе, о господе нашем».

Другая важнейшая функция преподобного состояла в исцелении больных. Житие приписывает ему осуществление таких исцелений еще при его жизни. Около 1442 г. к основной части Жития были добавлены описания посмертных чудес (далее — Чудеса), в которых указанная функция св. Сергия обозначена не менее определенно. Все эти Чудеса следуют после рассказа об обретении мощей св. Сергия в 1422 г. и помещении их некоторое время спустя в раку, установленную в новой каменной Троицкой церкви: «Тако в неи положищя в раце честное и многоцелебное тело святого, непрестанно точящи исцелениа приходящим с верою и до сего дни».

В Чудесах повествуется о том, как у раки преподобного или по молитве к нему исцелились расслабленные, не способные двигаться, беснующиеся, слепые, имевшие «прикорченную» руку (контрактура — А. М.), страдавшие немотой, мучившийся от зубной боли, немощный. Один человек получил исцеление от болезни ног, опустив их в воду источника Сергия на территории Троицкого монастыря. Другой, страдавший «чревным» недугом, выздоровел, употребляя хлеб от братской трапезы той же обители. Могущественным целителем преподобный представал и в XVI в., о чем свидетельствует описанное летописями под 25 сентября 1554 г. исцеление женщины от слепоты («простилъ чюдотворць Сергий жену Домну…») в Троицком монастыре, в котором в этот день присутствовал царь Иван IV10. 1558 г. датированы рассказы об исцелениях трех человек в той же обители.

В Службе на память преп. Сергия 25 сентября (день преставления), составленной Пахомием Сербом между 1440 и 1459 гг., преподобный обозначен как опора монашеству и всей русской церкви — «основание неколебимо церкви, иночьствующим оутвръжение, Сергие досточюдне»; как целитель недужных — «на недоузехъ различных исцелениа благодать тебе даровася»; как помощник князю в военных действиях против внешних врагов — «милостивно князю победу крестоносцю подаа» или «молитвою князя въоруживъ варвары победити, хвалящися отечество твое разорити». Время составления Службы Сергию на 5 июля — день обретения его мощей — не известно. Но в начале XVI в. она уже существовала. В данной Службе представлены те же функции, что и в названной выше пахомиевской.

В 1448 г. обозначилась новая функция св. Сергия, никак не фигурирующая в его Житии. Теперь он стал восприниматься как гарант заключавшихся государственных договоров. В начале этого года в ходе междоусобной войны московского княжеского дома великий князь Василий II Темный и можайский князь Иван Андреевич заключили договор, в утвердившей его докончальной грамоте говорилось:

«А на сем на всем целовали есьмы ч(е)стны и животворящи кр(е)стъ, што нам жити и правит (и) по сему кр(е)стному целованью, и нашим детем, по докончалным грамотам, и по сеи грамоте, и до живота.

А о всем поставили есмя на собя свидетеля и вседержителя г(оспо)- да б(о)га, и пр(е)ч(и)стую его б(о)гоматерь, и с(вя)тых великих чюдотворцев, с(вя)т(ы)х, великог(о) с(вяти)т(е)ля Никулу, и с(вя)т(о)го Петра митрополита, и с(вя)т(о)го Леонтея, епискупа ростовског(о), и с(вя)тых и преподобных старцев Сергея и Кирила, и м(о)л(и)тву с(вя)тых родителеи наших, от(е)ць, и дед, и прадед наших, великих кн(я)зеи.

А к тому ввели есмя по собе на обе стороны брата нашего, великог(о) кн(я) зя Бориса Александрович(а) тферскаго, и свою сестру, а его великую кн(я)г(и)ню, Настасью, и свою братью молодшюю, кн(я)зя Михаила Ондреевич(а) и кн(я) зя Василья Ярославич(а).

А хто нас порушит се наше докончанье и сию нашу утверженную грамоту, и кр(е)стное целованье по докончалным грамотам и по сеи грамоте не исправит, ино на том, на виноватом, не будет м(и)л(о)сти б(о)жьеи и пр(е)ч(и)стое его б(о)гоматери, и м(о)л(и)тов великих чюдотворцев и с(вяти)т(е)леи Николы, и Петра, и Леонтея, и преподобных старцев Сергея и Кирила, и м(о)л(и)твы с(вя)тых родителеи наших, благородных и благоверных великих кн(я)зеи, в сеи век и в будущи».

Как видим, Сергий Радонежский наряду со святыми Николой Чудотворцем, Петром митрополитом, Леонтием Ростовским и Кириллом Белозерским, совместно с Богом и Богоматерью представлен в этом документе в качестве гаранта важного политического соглашения.

В том же качестве преп. Сергий фигурирует и в грамотах XVI в., которые призваны были выразить преданность знати великим князьям и царям. Например, в грамоте, данной в 1505 г. казанским царевичем Петром Ибраимовичем великому князю Василию III, содержится следующая характерная формула:

«А что учиню не по тому, какъ въ сей грамоте писано: ино не буди на мне милости Божиее и пречистые его Матери, и великихъ чюдотворецъ Петра Митрополита и Алексеа Митрополита, и Леонтиа Архиепископа Ростовского, и преподобныхъ отецъ Сергиа и Кирила и Варлама…».

В датированной концом 1448 г. окружной грамоте митрополита Ионы, обращенной «к княземъ, и паномъ, и бояромъ, и наместникомъ, и воеводамъ и всему купно христоименитому Господню людству», высказано осуждение противнику великого князя Василия Темного князю Дмитрию Шемяке и объявлено предупреждение всем возможным врагам московской власти:

«а иметь ли что думати, или починати которое лихо на своего брата старейшего на Великого Князя, и на христианское нестроение и кровь, не буди на немъ милости Божией, ни Пречистые его Богоматери, и Великаго Чюдотворца Николы, и святыхъ Чюдотворець Петра и Леонтиа, и преподобныхъ Отецъ Сергиа и Кирила, и благословениа всех Владыкъ, и архимандритовъ и игуменовъ, и священниковъ и иноковъ и всего великого Божия священства, ни въ си векъ ни въ будущий».

В данном случае преп. Сергий вместе с другими избранными святыми представлен в роли помощников в борьбе московского великого князя и союзной ему церкви с их политическими противниками. Такой же функцией преп. Сергий наделен в послании митрополита Ионы (между 1448–1449 гг.), призывающего сторонников князя Дмитрия Шемяки прекратить борьбу против великого князя Василия II.

Следовательно, с 1448 г. св. Сергий обрел функцию покровительства над московскими великими князьями. В последующем, до конца XVI в., эта функция оставалась одной из наиболее актуальных в культе преподобного. Она ясно обозначалась в упомянутых выше проклятых грамотах.

С данной функцией тесно связана и функция преподобного как заступника Русской земли. Эта черта культа святого специально рассмотрена Д. Миллером, который показал, что св. Сергий в качестве упомянутого заступника стал фигурировать в летописях и Житии, написанном Пахомием Логофетом, с 1430-х годов. Речь идет о благословении святым великого князя Дмитрия Донского на борьбу с ордынцами. При этом Д. Миллер оговорился: «В действительности трудно сказать, когда между победой над татарами в 1380 г. и появлением Летописной повести и первой пахомиевской редакции жития возникла концепция Сергия-заступника». Далее автор пишет: «Чтобы понять, как культ Сергия-заступника развивался в течение XV и первой половине XVI века, нам нужно исследовать, с одной стороны, освещение событий 1380 года в различных памятниках и, с другой, обращались ли люди к Святому тогда, когда новые враги угрожали русской земле».

И в ходе дальнейшего исследования он пришел к выводу, что «до середины XVI века образ святого Сергия-заступника связывался только с событиями 1380 г. Летописи, написанные до 1550-го г., например, не связывают Святого с «стоянием» на реке Угре в 1480 г. Когда в этом году Архиепископ Ростовский, и бывший игумен Троицы, Васиан Рыло в письме призвал Ивана Васильевича сопротивляться татарам, он подал Великому Князю пример его прародителя Дмитрия Донского. В Софийской второй летописи, которая так же, как и Львовская летопись, отражает свод 1518 г., запись о столкновении на Угре следует за письмом. В записи сказано, что Иван с Божьей помощью победил, благодаря молитвам Св. Богоматери. Однако ни в письме, ни в записи не сказано, что Преподобный Сергий сыграл роль в победе».

Но достаточно расширить круг источников — и данное утверждение Д. Миллера оказывается опровергнутым. Так, в самом раннем списке упомянутого послания на Угру Вассиана Рыло 1480 г. представлен следующий состав небесных покровителей московского государя и русского воинства: «С сими же всеми да будет милость великаго Бога Господа нашего Исус Христа, молитвами пречистыя его матере и всех святых и великих чюдотворець земли нашеа, пресвященных митрополит русскых Петра, Алексея и Ионы, и Леонтия, епископа ростовскаго, чюдотворца Исаиа и Игнатиа и преподобных и богоносных отець наших Сергиа, Варлаама и Кирила и прочих…».

В тот же кризисный момент 1480 г. от лица духовенства, возглавляемого московским митрополитом Геронтием, было составлено соборное послание на Угру великому князю Ивану III (1462–1505). Значительная часть этого послания как раз посвящена молению о небесной помощи великому князю и русскому воинству: «Мы же, господине и сыну, благодарим и молим Господа Бога и его Пречистую Богоматерь и просим неизреченных щедрот великия его милости, еже о пособлении и о укреплении твоего на них благороднаго ополчения и всего вашего христолюбиваго воиньства православных людей…». Далее названы многочисленные святые, призванные помочь московскому государю и его войску одолеть врага. И среди них фигурирует св. Сергий.

Таким образом, преп. Сергий Радонежский не в середине XVI в. при царе Иване IV, как полагает Д. Миллер, обрел статус заступника Русского государства, а много раньше, еще около 1480 г. В данной связи следует отметить, что предложенное Д. Миллером определение св. Сергия как заступника Русской земли и Русского государства слишком суммарно. Ниже мы увидим скрывающийся за этим определением целый спектр функций.

В частности, перед военным походом на Новгород в 1477 г. по указанию великого князя Ивана III и митрополита Геронтия устраиваются молебны по всем церквам Москвы, монастырям ее окрестностей и у гробниц святителей Петра, Алексея и Ионы, а также у гробницы св. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре. В этом случае помощниками в военных действиях великого князя представлены три московских святителя и преподобный Сергий. Они призваны были способствовать победе Московского княжества над Новгородом. Значит, до образования единого Русского государства Сергий Радонежский и упомянутые святые могли мыслиться как заступники не всей Русской земли, а лишь одного великого княжества Московского.

Своим покровителем на войне против внешних врагов России считал св. Сергия согласно летописи и московский великий князь Василий III (1505–1533). Так, в июне 1518 г. он «благословился у отца своего Варлама митрополита и поехалъ къ Живоначалной Троици въ монастырь преподобнаго Сергия чюдотворца помолитеся и благословитися, хотя поити на свое дело на своего недруга Жихъдимонта короля Полскаго». Ясно, что Василий III молил святого о победе над этим своим врагом.

В списках Службы XVI в. св. Сергий представлен таким же помощником русским царям — «молим тя молися преподобне победы даровати на врагы царемъ нашимъ».

По мнению московского митрополита Макария, св. Сергий совместно с рядом других святых должен был помочь царю Ивану IV завоевать Казань в 1552 г. На помощь преподобного под Казанью рассчитывал и сам царь, что выразилось в устройстве по его приказу посвященных им походных церквей, в которых он молился во время военных действий. В богомольной грамоте 1562 г. царя Ивана IV выражена надежда на помощь «християнскому воинству» архангелов, ангелов, великомучеников и святых, среди которых фигурирует Сергий Радонежский. В список святых, которые, по мнению Ивана IV, помогли ему завоевать Полоцк в 1563 г., входил и св. Сергий. На Сергия Радонежского полагался на войне и царь Борис Годунов (1598–1605). Патриарх Иов в послании 1598 г. тому же царю в связи с военными действиями против крымских татар назвал св. Сергия среди святых, которые должны помочь русскому воинству

Согласно Житию, Сергий защитил одного русского воина от гнавшихся за ним татар после боя, в котором «все воиньство христианьское побежьдено бысть от поганых». Следовательно, преподобный мог почитаться не только как ходатай перед Богом за все русское воинство, а и как покровитель каждого воина в отдельности.

Еще одну функцию св. Сергия ярко характеризует следующий летописный рассказ, помещенный под 1521 г., но составленный в середине XVI в. Крымский «безбожный царь Магмет-Гирей» с большой силой пошел к Москве и был уже у Коломны. Великий князь стал собирать войска, уйдя из Москвы в Волоколамск. Тогда было видение некой слепой инокине московского Вознесенского монастыря. Ей предстали святители Петр, Алексий, Иона и Леонтий Ростовский, покидающие Московский Кремль с чудотворной иконой Богоматери Владимирской. Но тут явились преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и умолили святителей не оставлять своей паствы, чтоб они умолили Богородицу и Бога «праведный его гнев на милость претворити». В данном примере св. Сергий представлен как покровитель и защитник Москвы.

Теперь мы видим, что за концепцией Сергия-заступника Русской земли, сформулированной Д. Миллером, скрывается целый ряд функций: покровительство московским великим князьям и позже царям; покровительство Москве, Московскому княжеству и затем всему Русскому государству; покровительство сначала московскому, а потом всему русскому воинству в борьбе с внешними врагами; покровительство отдельным русским воинам.

В послании 1471 г. митрополита Филиппа великому князю Ивану III святые призваны помочь в заступничестве этого архиерея за опальных новгородцев перед высшей властью: «Ты, сыну, Господарь, смилуйся о нихъ по ихъ челобитию… А милость Божия на тебе и его Пречистыя Богоматери молитвы, и великыхъ Святителей и Чудотворець Николы и Петра и Алексея и Леонтия, и святыхъ Преподобныхъ Чудотворець Сергия и Варлама и Кирила…».

Особый интерес для избранной темы представляет Служба Сергию на 25 сентября, содержащаяся в Минее, написанной в Москве в 1505 г. известным книгописцем Михаилом Медоварцевым. В отличие от Службы, приписываемой Пахомию Сербу, эта Служба более развернута, и в ней старые функции св. Сергия существенно переосмыслены, и сформулированы новые функции. Вот их общий перечень:

Сергий — «всего мира молебникъ и заступникъ и страж от иноплеменниковъ»;  
Сергий — «Савы Освященнаго устава наследникъ»;
Сергий — «Феодосия общему житию ревнитель непороченъ»; 
Сергий — «пастырь Х(ристо)ва стада изряденъ»; 
Сергий — заступник «всех призывающих и имя его с(вя)тое въ всякых скръбехъ»; 
Сергий — «священником образ сугубой»; 
Сергий — князьям и воеводам «крепос(ть) противу ратных къ оплъчению»;
Сергий — воинам «храбрая дерзос(ть) на врагы иноплеменных»; 
Сергий — «плавающим окормитель пречюденъ явис(я) направляя въ пристанища тихая»; 
Сергий — «плененым свободитель»; 
Сергий — «мужем и женамъ целомудрию наказатель премудръ»; 
Сергий — «юношам и д(е)вамъ образъ д(е)вьства показася»; 
Сергий — «м(о)л(и)твою своею къ Б(ог)у и къ пр(е)ч(и)стеи Б(огороди)ци всем недужным исцеление дарова съ верою приходящим къ чюдотворному его гробоу и прикасающися ч(е)стных мощей его очима и темены, и руками обьемлюще ч(е)стную раку его».

В настоящее время трудно сказать, когда была составлена эта новая Служба, но вряд ли много раньше конца XV — начала XVI в. То есть именно в период образования единого Русского государства происходило переосмысление значения культа св. Сергия. Теперь некая часть русского общества стала воспринимать его как абсолютно могущественного святого. Характерно, что в описаниях новоявленных чудес Сергия, составленных в середине XVII в., присутствуют и рассказы о спасении этим преподобным людей, терпевших бедствие на море, а также — тонувших в реке.

В XVI в. св. Сергий обрел функцию помощи в деторождении. В Никоновской летописи описано, как великая княгиня Софья Палеолог вымолила у раки с мощами св. Сергия себе сына, который впоследствии стал великим князем Василием III. Но это описание было составлено лишь в XVI в. Летописец и автор повести о болезни и смерти Василия III вложили в уста этого государя слова о том, что его сын, наследник престола Иван IV, также появился на свет благодаря помощи св. Сергия — «дал Богъ и великий чюдотворецъ Сергий мне вашимъ молениемъ и прошениемъ сына Ивана». Вероятно, с просьбами о помощи в чадородии к св. Сергию обращались и другие люди.

Летописи отмечают крещение великокняжеских сыновей в Троицком монастыре у раки св. Сергия. В 1479 г. в этой обители был крещен сын великого князя Ивана III Василий, будущий великий князь московский. В 1533 г. уже сам Василий III участвовал в названном монастыре в крещении своего сына Ивана, будущего царя Ивана IV В 1553 г. последний крестил своего первенца Димирия «у чюдотворныхъ мощей» преп. Сергия Радонежского. Можно предположить, что и другие жители России того времени крестили своих детей у раки данного святого.

Для понимания того, какой смысл видели люди в этом акте, важен следующий летописный рассказ о крещении сына Василия III Ивана в Троицком монастыре в 1533 г. После совершения процедур крещения в купели и внесения младенца Ивана в алтарь Троицкого собора великий князь Василий III «вземъ новопросвещенное чадо и положи его во честную раку на целбоносныя мощи святаго Сергиа, глаголя благодарьственыя глаголы со многими слезами, и молитвою прилежною помолися сице: «о преподобный светилниче чюдотворивый Сергие! ты отцемъ отецъ и со дръзновениемъ предстоиши святей Троицы и молитвою твоею даровалъ ми еси чадо, ты и соблюди его невредна отъ всякаго навета вражиа видимаго и невидимаго, ты осени его молитвами твоими святыми и снабди его, преподобне, донележе устрабится, и тогда, Богомъ соблюдаемъ, своими усты въздасть Богу и твоимъ молитвамъ похвалу и благодарение; аз бо по Бозе всегда къ тебе прибегаю и все упование мое на твое ходатайство възлагаю, моли о насъ святую Троицу единосущную, да подасть намъ егоже надеемся!». И тако скончавъ молитву, мало уступивъ от раки. Игуменъ же вземъ отроча отъ раки и со многимъ благоговениемъ вдасть его на руце самодръжавному отцу его…»

Данный ритуал и особенно цитированные выше слова «Сергие! ты отцемъ отецъ и со дръзновениемъ предстоиши святей Троицы и молитвою твоею даровалъ ми еси чадо, ты и соблюди его невредна отъ всякаго навета вражиа видимаго и невидимаго, ты осени его молитвами твоими святыми…» прямо свидетельствуют, что св. Сергий воспринимался как небесный заступник крещеного у его мощей младенца. И, надо полагать, преподобный считался таким же заступником не только этого, а и всех остальных детей, крещеных у его раки, и оставался таковым на протяжении всей их жизни. Это еще одна социальная функция Сергия Радонежского.

Подведем итоги. Святой Сергий в XV–XVI вв. постепенно обрел следующие функции: он воспринимался как покровитель и защитник основанного им Троицкого монастыря, Москвы, Московского княжества, Русского государства, русской церкви, князей, царей, русского монашества, русского воинства, крещеных у его раки людей; он считался целителем больных, помощником в деторождении, гарантом заключавшихся договоров и соглашений.

Следует подчеркнуть, что лишь часть из названных функций обозначилась в начале формирования культа преподобного. Остальные же святой обрел в ходе последующей истории. Тенденция просматривается вполне определенная: чем более общественно значимым святым становился Сергий, тем более широким спектром функций он наделялся. Очевидно, существовала и обратная связь: по мере расширения функций святого росла его социальная значимость. Особенно этот процесс усилился в эпоху становления единого Русского государства. На рубеже XV и XVI вв. была сделана попытка придать преподобному дополнительные функции: хранителя путешествующих по воде, спасителя попавших в плен, морального примера священникам, мужчинам и женщинам, юношам и дедушкам. Мы не знаем, в какой мере эти новые атрибуты культа Сергия были приняты обществом XVI в. Но и без них он воспринимался как необыкновенно могущественный святой, способный решить большинство жизненно важных проблем человека и государства того времени.

Теперь становится более ясным, что лежало в основе исключительной популярности св. Сергия Радонежского во всех социальных слоях России XVI в.

http://sergiy.rostmuseum.ru/sb/05.pdf

 

 


Назад к списку