Троицкий Свияжский монастырь

по Описи Троице-Сергиева монастыря 1641/1642 г.

Автор: С. В. Николаева

К вопросу об отношениях с приписным монастырем

Опись 1641/1642 г. — источник комплексного характера, хранится в СПГИХМЗ. Это самая ранняя из сохранившихся описей ТроицеСергиева монастыря, она явилась результатом деятельности «государевой» комиссии царя Михаила Федоровича, носившей характер ревизии. Описание имущества монастыря дается в порядке ведения его отдельными монастырскими службами последовательно: внутри монастырских стен, за ними, в подмонастырских селах и слободах, в приписных монастырях (объем рукописи — 883 листа). Несмотря на известность этого источника , он остается малоизученным во многих аспектах, в частности, пока не были специально рассмотрены описания приписных монастырей. Поскольку Опись является самой ранней комплексной описью, в нее впервые включены сведения о приписных монастырях. В преамбуле упоминание о приписных монастырях завершает перечисление объектов, включенных в описание и написаны иным почерком.

Традиционно причиной ревизии считается донос царю на монастырские власти, хотя нельзя не учитывать и общую тенденцию политики правительства по ограничению церковного землевладения в этот период.

Представляем материал, включенный в Опись 1641 г., для изучения Троице-Сергиева Свияжского монастыря с некоторыми наблюдениями по его основному содержанию.

Этот монастырь представляется особенно интересным в связи с особой историей его возникновения как первого православного монастыря на острове, ставшем форпостом для продвижения в Поволжье. Представляется символичным, что право на его основание получила от царя Ивана IV обитель преп. Сергия Радонежского. Особое отношение к святому, сложившееся к середине XVI в., очевидно, проявилось и в выборе посвящения монастыря, названного Троице-Сергиевым. Его появление на пустынном острове, с почти чудесным по срокам строительством первого деревянного храма во имя Троицы, должно было ассоциироваться с основанием самой Сергиевой обители и воодушевлять первопроходцев. Не случайно именно Сергий Радонежский присутствует в чудесных явлениях, описанных при взятии Казани. Основывая новый монастырь во имя Троицы под патронатом Сергиевой обители накануне военной кампании, власть как бы заручалась покровительством святого, почитавшегося со времени Куликовской битвы, молитвенником за русское воинство и «помощником» московских государей.

В Опись включены данные о 14 приписных монастырях; раздел, посвященный Троицкому Свияжскому монастырю, является наиболее представительным и занимает 50 листов, написанных одним из основных пяти почерков рукописи. Описание Свияжского монастыря, как и других приписных, строится по единой структуре, в основном определенной порядком, принятым в Описи для «большого» ТроицеСергиева монастыря.

На территории монастыря описаны три храма: деревянная Троицкая церковь (1551 г.), каменная теплая Сергиевская с трапезной (1604 г.), деревянная надвратная Никоновская, колокольня с 8 колоколами (один разбитый) и часами (без перечасия). По всем церквам дана «топография» расположения икон и интерьеров алтарей. Далее следуют списки риз и книг, находившихся в храмах, без уточнения места хранения; раздел «казна»; монастырские «службные» и жилые постройки и находившиеся в них припасы и имущество: келарская, поварня, хлебодарня, кельи (три строительских и пять братских), пивная поварня, теплый погреб, ледник, сушило, кузница, мучная палатка, три житницы, огород с постройками, конюшенный двор с хоромами. При описании келий перечислены насельники монастыря поименно: братия, слуги, служебники. За пределами монастыря названы два загородных двора, три лавки и амбар «в остроге на посаде». Более половины текста занимают описания владений монастыря, построенные по единой схеме: сначала церковь со всеми иконами и утварью, далее монастырский двор, затем поименный список крестьянских, бобыльских дворов и захребетников.

В Опись вошли сведения о 5 селах (Большой (Верхний) Услон, Нижний Услон, Новое, Килдеево, сельцо Городище), 9 деревнях, 4 починках и слободе на Малой Гриве. Данные Описи несколько отличаются, но вполне сопоставимы со сведениями писцовых книг.

Наибольший интерес представляют сведения, собранные специально для Описи 1641 г., к ним относятся списки насельников монастыря, описания интерьеров церквей, имущества монастыря и документов его архива. Остановимся на них подробнее.

Насельники монастыря

Поименно перечислены 26 монахов, из которых 19 находились в монастыре, семеро были разосланы в села, на мельницы и на рыбные ловли. Среди постоянно проживающих в монастыре монахов указаны два священника, уставщик, пономарь, подкеларник, чашник, хлебенный, житничный, поваренный старцы, котельник и винокур. Среди братии приписных монастырей не называются строители, поскольку присылаемые из «большого» монастыря руководители приписных монастырей выполняли эту функцию временно и продолжали числиться старцами Сергиевой обители. Из свияжских строителей упомянуты двое при описании монастыря, Мисаил Новосильцев, в связи со строительством новой строительской кельи, и Авраамий Федотов — в связи с поступлением новых риз в 1640/1641 г. Еще один строитель, Тихон Казанец, назван в связи с передачей вкладных кабал. Они являлись соборными старцами, имена двух первых включены в росписи по кельям братии «большого» монастыря (Авраамий Федотов был большим хлебным старцем), Тихон Казанец значится как вкладчик. Имена монахов сопровождаются фамильными и личными прозвищами. Судя по некоторым из них, в братии были и выходцы из дальних городов, и представители близлежащих территорий. Два москвитина (священник Исайя и пономарь Савва), ростовец (Феодосий), ярославец (Игнатий), переславец (священник Леонтий), нижегородец (чашник Козьма); свияженин (подкеларник Дионисий), услонец (Киприан неводчик), новинский (уставщик Иев). В то же время, среди братии «большого» Троицкого монастыря назван один инок Свияженин (Алимпий, старец мукосей) и несколько Казанцев.

Контроль за наиболее крупными вотчинами, рыбными промыслами, мельницами осуществлялся непосредственно монахами. Посельские старцы находились в селах Большой Услон, Килдеево; на рыбных ловлях в Безднах жил инок Киприан Услонец, неводчик; две большие, хорошо оснащенные мельницы в с. Новом находились под присмотром инока Павла Мустофина.

Однако для управления обширными монастырскими владениями, а также для исполнения повседневных хозяйственных работ требовалось привлечение светских лиц на службу монастырю. В Описи перечислены 11 слуг, составляющих «высший» разряд монастырских людей, происходивших из различных слоев свободного населения. При именах пяти лиц имеется уточнение о происхождении: трое местных, двое «москвитин» (Федор Иванов с. Услонец, Иван Андреев с. Услонец, Богдан Кононов с. Казанец; Савастьян Семенов с. Москвитин и Борис Москвитин).При именах  служебников указан род их занятий. Двое конюхов и поваров, хлебник, водовоз, сторож, шестеро церковных дьячков. Из других «монастырских людей» числятся четверо записных ребят. Отметим, что в источниках, включая и Опись 1641 г., не всегда четко разграничены понятия служки и служебники.

Всего, по подсчетам составителей Описи, в Троицком Свияжском монастыре было 54 человека «братии и слуг, и служебников, и всяких монастырских людей». Кроме того, четверо служек находились на монастырском дворе в с. Городище, один — в слободе на Малой Гриве. Имена еще двух служек, Афанасия Микулаева и Григория Языкова, упомянуты в разделе долговых записей «большого» Сергиева монастыря в связи с передачей им двух меринов. Таким образом, документ свидетельствует о том, что служки приписных монастырей наряду с собственными троицкими людьми имели возможность бескабального займа, это право могло распространяться и на приписных крестьян (упоминается долг в 3 рубля на крестьянине свияжского с. Услон Андрюше Иванове).

Описание церквей

Архитектура сооружений обозначена очень схематично, но даже эти скудные сведения источника очень важны. Например, упоминание под церковью чудотворца Сергия хлебни, поварни и теплого погреба ставит под сомнение предположение исследователя XIX в. П. Л. Юдина об использовании первого этажа церкви под жилье, основанное на данных о наличии там печей.

Иконы, ризы, церковная утварь переписаны скрупулезно, с учетом их расположения в интерьере. Начинается описание с иконостаса, затем — иконы на стенах, на столбах (если есть), алтарь, трапезная и приделы, если есть, в сельских церквях — ризы и книги. Представление интерьера Свияжской Троицкой церкви наиболее соответствует порядку описания храмов «большого» монастыря. Всего в Троицкой церкви более 100 образов, многие из которых — в серебряных окладах. В описании иконостаса указано количество икон на тяблах( В Деисусе — 10 икон, написанных на празелени, обложенных железом, в праздничном ряду над ним — 21, в пророческом — 21 (уточняется, что изображения поясные), в праотеческом, где изображения в рост, «стоящие» — 13 образов. Центральный образ Спаса в Деисусе в серебряном золоченом окладе, сканный венец украшен финифтью, у цаты в прикладе 5 позолоченных новгородок); в завершении иконостаса — образы херувимов и серафимов «на немецком железе». Три тябла обложены посеребренным немецким железом, Царские врата, сень и столбцы «на золоте», также обложены железом, но позолоченным.

В местном ряду выделяются тщательностью описания несколько икон. Это храмовый образ Троицы (первый справа от царских врат Троица в серебряном золоченом окладе с чеканными венцами и цатой, с серебряными витыми гривнами, с прикладом 4 серебряных и одной золоченой новгородок. Под иконой лазоревая с червчатой опушкой камкасеиная пелена); образ Богоматери Одигитрии (Вторая слева от царских врат. Эта икона в медном золоченом окладе с мелкими серебряными дробницами, у образа Богоматери жемчужные возглавие и рясы, в венцах по три камня достокана и восемь витых гривен с новгородкой. Под иконой пелена, идентичная находящейся под названной иконой Троица.). Особое внимание уделено описанию окладов двух икон, завершающих левую сторону местного ряда иконостаса. Образ Явления Богоматери Сергию Радонежскому (Видение Сергия чудотворца) и образ Богоматери Казанской ( Икона Видение Сергия выносная в серебряном золоченом окладе со сканными, украшенными финифтью венцами и чеканной цатой «во всю икону»; у иконы две пелены, одна червчатого бархата, другая из зеленой камки с червчатой опушкой из тафты). Первая икона выносная, примечательно, что на притворах киота «на золоте» писаны образы Петра и Алексея, митрополитов Московских. Такое расположение икон, очевидно, не случайно и отражает преемственность и единство с обителью, основанной Сергием, подчеркивая связь с местом и историей основания Свияжского монастыря (кроме названной, в церкви было еще 5 икон Богоматери Казанской, все окладные, одна с «приписьми»; в надвратной Никоновской церкви — две иконы). В алтаре особо отмечена двухсторонняя икона с образом Богоматери Одигитрия и Сергия Радонежского. Эта икона в серебряном золоченом окладе со сканными венцами, украшенными финифтью, с жемчужными возглавьем, ожерельем и зарукавьем, тафтяным убрусом.

Не менее подробно описана икона Богоматери Казанской, пядницы, в серебряном золоченом окладе с 11 камушками и 5 жемчужинами в венцах, жемчужными возглавием, ожерельем и сережками у образа Богоматери. Она также находилась в ≪створном≫ киоте, на котором были написаны 11 святых (не перечислены). Под иконой была пелена с шитым образом Богоматери Казанской.

Опись 1641 г. дает материал для исследования иконографической программы храмов; в частности, для изучения вопроса о возможном происхождении иконного убранства Свияжской Троицкой церкви из «большого» Троице-Сергиева монастыря. В связи с этим отметим наличие среди икон Свияжской церкви образов 8 из 12 святых, дни памяти которых в Сергиевой обители в XVI в.22 отмечались особыми кормами, в том числе Зосимы и Савватия Соловецких и князей Бориса и Глеба. В XVII в., очевидно, традиция продолжалась. В Свияжской Троицкой церкви Опись 1641 г. зафиксировала уже по две иконы этих святых. Почитание соловецких чудотворцев было «актуальным» для «большого» монастыря в связи со знаменитым келарем Александром Булатниковым (1622–1641), выходцем из Соловецкого монастыря(в 1636/1637 г. в «большом» монастыре построена шатровая церковь Зосимы и Савватия). Особое отношение к святым Борису и Глебу связано с их восприятием в конце XVI — начала XVII в. как покровителей царя Бориса Годунова. Для сравнения: в других свияжских храмах из святых, особо чтимых в обители Сергия, были только иконы с образами Сергия и Никона Радонежских.

Перечень риз и книг

Перечень риз и книг, находившихся в монастырских церквях, выделен в описании специальным заголовком. Обратим внимание на отсутствие в монастыре специальных ризницы и книгохранительницы, а также на преобладание рукописных книг (48 из 64). Среди рукописных и печатных книг названы двенадцать Миней месячных, из текста не вполне ясно, переплетены ли они вместе или врозь. В приведенном подсчете они приняты за единицу в перечне и рукописных, и печатных книг. В составе книжного собрания, в связи с предыдущими рассуждениями о связи Свияжского монастыря с «большим» Троицким, выделим печатную Книгу явлений и чудес Богородицы Казанской с житиями казанских чудотворцев и рукописный Канонник с Житием соловецких чудотворцев.

Монастырская казна

В казне хранились деньги, ценное имущество и архив. Наличные 380 рублей — в «осиновой коробье», небольшой запас материалов для ювелирного дела — «в мешочке» (8 «камышков вставочных да раковина», золотой, 2 шкиля, 8 новгородок). Здесь же перечислены металлические сосуды, из них только 4 серебряных (общим весом 68 золотников), остальные медные и оловянные. Очевидную ценность представляли также воск и ладан.

Опись 1641 г. зафиксировала состояние монастырского архива, хранившегося в казне. Здесь находились записи о денежных и хлебных займах: в долгах числилось более 75 рублей, за крестьянами с 1628/1629 г. — более 94 чети зерна и муки (учтены по культурам). Самая важная часть архива, государевы жалованные грамоты и иные владельческие документы расписаны подробно.   В казне же хранилось множество предметов из металла, была выделена и «оружейная» казна28.

Опись 1641 г. дает представление о видах и масштабе хозяйственной деятельности монастыря, о чем можно судить по подробному описанию монастырских строений, бытового имущества, точным данным о количестве и «ассортименте» припасов, состоянии конюшенного хозяйства и скотных дворов. Из Свияжского монастыря кони отправлялись в «болшой» Троицкий: в Описи дважды упоминаются присланные из Свияжска животные. На развитие хозяйства свияжские строители получали финансовую поддержку из «большого» монастыря «бескабально». Так, Авраамию Федотову от прежнего строителя Мисаила Новосильцева остались 150 рублей «казенных денег», при этом выданные из этих денег ссуды числились на строителях и подлежали возврату в казну «большого» монастыря.

Опись 1641 г. — один из самых репрезентативных источников не только по истории Троице-Сергиевой лавры, но и монастырского строительства в России. Это ценный документ для характеристики состояния Свияжского Троице-Сергиева монастыря через 90 лет после его основания. Для наиболее полного «раскрытия» содержания материала о Свияжском монастыре необходим его сравнительный анализ с информацией о других приписных монастырях; для изучения Описи важно выявление источников информации о Свияжске, попавшей в нее, а также сопоставление описания с сохранившимися памятниками.

Приведем лишь некоторые примеры, иллюстрирующие степень скрупулезности проведенного учета. Так, зафиксированы все съестные припасы: хранившиеся во всех житницах рожь, ячмень, горох, крупы овсяные, толокно, а также мука в мучной палатке; в хлебодарне— 34 пуда соли, тысяча сырых яиц, коровье масло; наледнике ив сушиле соленая и вяленая рыба (20 ведерная бочка рыбы «сопы», 100 связок «мтевой» рыбы, 50 щук вяленых, 6 возов плотиц и карасей), в сушиле на огороде — мясо, 19 свежих свиных туш и12 «караваев» сала. Уогородного старца Корнилы впогребе два чана кислой, да 5 бочек соленой белой капусты, 5 кадок огурцов соленых. Под строительской кельей в винном погребе в 8 бочках было 70 ведер вина, 4 ведра вишневого меда, да в теплом погребе у пивной поварни — в 4 бочках 30 ведер вина, 160 ведер пива простого, более 20 пудов меда, бочка в 20 ведер вишневой воды, три бочки по 20 ведер яблок.

Кроме уже упоминавшихся подсчетов живности в селе Городище, при самом монастыре на конюшенном дворе была новая конюшня на 15 стоял с 10 лошадьми; для разъездов имелось 25 саней, одни особые, строительские.

Приложение 1

Состав братии Свияжского Троице-Сергиева монастыря по Описи 1641 г.

Братия в монастыре: священник Исайя Москвитин, священник Леонтий Переславец, уставщик Иев Новинский, пономарь Савва Москвитин, подкеларник Деонисий Свияженин, чашник Козьма Нижегородец, хлебенный Тимофей Колашник, житничный Филарет Мурыгин, Феодосий Ростовец, Корнило огородник, Боголеп Руднев, поваренный Трифон Терской, Игнатий Глухой, Перфирий котельник, Сергей Дряхлый, Алимпий Неумный, Игнатий Ярославец, Тарасий Теньковец, Паисий винокур.

Братия по селам, на мельницах и рыбных ловлях: Павел Мустофин — в селе Новом и на мельницах, Иона Рогожа — в селе Городище у коров, Иев Романовец — в селе Городище у житниц, Спиридон Волк — на Светлой мельнице, Иев Онучин — в селе Килдееве, Нафанаило Теньковец — в селе на Большом Услоне, Киприан неводчик — на рыбной ловле в Безднах.

Приложение 2

Состав монастырских людей Свияжского Троицкого монастыря по Описи 1641 г.

Монастырские слуги: Афанасий Федоров с. Чишуйников; Федор Иванов с. Услонец; Богдан Конанов с. Казанец; Иван Иванов с. Дубакин; Федор Иванов с. Дураков; Савастьян Семенов с. Москвитин; Иван Полев; Сава Онтонов с. Колмогоров; Борис Москвитин; Семен Клементиев с. Бурдин; Иван Ондреев с. Услонец.

Служебники. Конюхи: Первой Яковлев с. Шемяка, Мирон Иванов с. Ширяев; хлебник Максим Агеев с. Волк; повара: Данило Савельев, Михайло Герасимов; водовоз Никифорко Косой; церковный сторож Антон Кузмин; церковные дьячки: Ивашко Уставщиков, Куземка Матвеев, Мишка Васильев, Овдокимко Неполный, Олешка Баскаков, Максимко Соколов.

Записные ребята: Федька Карабаш, Ивашко Ярило, Гришка Борисов, Илюшка Михайлов.

Списки братии и монастырских людей, включенные в приложения 1 и 2, публикуются впервые. Имена представлены в порядке перечисления в источнике и с сохранением некоторых особенностей написания (в частности, уменьшительная форма имени, как одно из свидетельств происхождения человека из зависимого сословия). 

http://sergiy.rostmuseum.ru/sb/10.pdf


Назад к списку