Крестные ходы в Чебоксарах

Они возрождаются после десятилетий забвения

Автор:Федор КОЗЛОВ, заместитель начальника 

отдела использования документов

Государственного исторического архива

Чувашской Республики

Крестный ход в честь Казанской иконы Божией Матери в Чебоксарах.

В 2015 году впервые в истории Чебоксар были проведены некоторые крестные ходы: в честь иконы Владимирской Божией Матери и Детский крестный ход. Вообще же практика проведения крестных ходов в столице республики возобновилась в 1990-е годы – спустя десятилетия «забвения». К сожалению, нет в живых ни непосредственных участников, ни свидетелей последних крестных ходов в столице республики в советское время. Единственные безмолвные свидетели, раскрывающие детали и подробности, – архивные документы.

В истории Чебоксар условно первым крестным ходом можно считать события 460-летней давности.

В 1555 году к месту, где сейчас расположен Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь, причалил архиепископ Гурий, направленный царем Иваном IV Грозным в присоединенные к Московскому государству земли Казанского ханства. Церковный историк А. Можаровский писал, что «для одержания окончательной победы над Казанью надлежало русским победить иноверцев, инородцев Казанского края, еще нравственно – мечом духовным, иже есть глагол Божий, победить верою, христианским православием». Таковую задачу и поставили перед архиепископом Гурием.

С собой он привез икону Божией Матери Владимирской. Тогда и состоялся первый крестный ход: будущий Святитель Казанский прошел с иконой, освящая места будущей крепости и собора. Этой святыне и святителю Гурию, благословившему Чебоксары, посвящался ежегодный общегородской крестный ход от Введенского собора к Владимирской горке. Совершался он 23 июня (6 июля по новому стилю), в один из праздников иконы Божией Матери Владимирской. Отметим, кстати, что эта икона пережила все советское лихолетье и до настоящего времени хранится в иконостасе Введенского собора г. Чебоксары.

Святитель Гурий Казанский с иконой Божией Матери Владимирской.

Как уже было выше отмечено, 6 июля в Чебоксарах возобновилась традиция проведения крестного хода в честь иконы Владимирской Божией Матери. При этом сайты Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря, Чувашской митрополии и Минкультуры Чувашии сообщали о состоявшемся крестном ходе как о впервые проводимом с 1918 года. Применительно к крестным ходам в честь иконы Божией Матери Владимирской, наверное, это верно.

Вместе с тем исторический факт: революционные события 1917–1918 годов не поставили точку в практике проведения самих крестных ходов. Их история известна, как минимум, еще целое десятилетие после прихода большевиков к власти.

Улица Соборная (впоследствии – Чувашская). Фото конца XIX в.

В советский период на организацию и проведение любого религиозного мероприятия (съезда, собрания, крестного хода и т.п.) требовалось получить официальное разрешение властных структур. От ходатаев требовалось обоснование причин, указание места и количественного состава. Переписка была многоступенчатой, в согласовании массовых культовых церемоний участвовали исполком автономии, административное управление НКВД и местный отдел ОГПУ.

Заключение ОГПУ играло при этом ключевую роль: мог последовать полный отказ или «рекомендация» о переносе сроков с разъяснением причин, а могли разрешить без каких-либо вопросов. Как результат такого жесткого контроля со стороны органов государственного управления и надзора в архивных фондах сохранились документальные свидетельства об организации и проведении двух крестных ходов в 1927 году.

19 января 1927 года с согласия Чувашского отдела ОГПУ и разрешения Административного отдела НКВД был организован «крестный ход со всем духовенством гор. Чебоксар из Введенского собора на реку Чебоксарку». Важен он потому, что является беспристрастным примером, как, что называется, без сучка и задоринки прошло согласование всеми «заинтересованными» инстанциями.

Никаких серьезных препятствий со стороны советских органов организаторам шествия не встретилось. Да и сам этот крестный ход прошел без каких-либо эксцессов и неприятностей. По этой причине каких-либо подробностей о его проведении и детального описания в документах к настоящему времени, к сожалению, не выявлено.

Более детальной реконструкции подвержен другой крестный ход, проведенный в том же году. 16 июня 1927 года представители церковно-приходского совета Введенской религиозной общины в очередной раз обратились в Административный отдел исполкома Чувашской АССР с просьбой «по примеру прежних лет» провести крестный ход из Введенского собора «вокруг города» со всем духовенством чебоксарских церквей. Намечалось даже два близкорасположенных по датам крестных хода – на 26 июня и 3 июля. Совершались они, «по преданию», в память избавления горожан от холеры.

 Действительно, в XIX веке холера несколько раз становилась настоящим бичом города. Отголоски проявлялись и в начале ХХ века. Как пишет А.И. Терентьев в своей книге «Чебоксары и чебоксарцы», в 1908 году на Чебоксарский винный склад № 3 «в порядке профилактики борьбы с холерой» из Казани прислали 20 фартуков для работниц моечного отделения и 200 брошур врача Н.В. Попова о холере. Упоминает этот автор и о «напавшей на людей» холере в голодные 1921–1922 годы. Так что холера была, что называется, «на памяти свежа».

По времени крестные ходы предполагалось завершить примерно к часу дня. Руководителями и ответственными за организационные действия значились протоиерей Кладбищенской церкви С.И. Дроздов и гражданин И.Г. Григорьев из деревни Протопопихи Чебоксарского уезда.

Направление первого крестного хода предполагалось из Введенского собора по улицам Чувашской, Свердлова и Каменева с остановкой у реки Чебоксарки, где должен был пройти молебен с водоосвящением. Затем шествие двигалось до Кладбищенской церкви, где также следовала непродолжительная задержка, и дальше шло по улицам Кузнечной и Карла Маркса до Благовещенской церкви. Это была конечная точка крестного хода по первому маршруту.

От Благовещенской церкви духовенство с иконами и иные участники процессии возвращались к своим церквам. 3 июля крестный ход начинался также из Введенского собора, по Чувашской улице выходил на Красную площадь, где совершался водосвященный молебен, после чего шествие продолжалось по улицам Грасиса, Люксембург и Зиновьева до Рождественской церкви.

Согласие на проведение крестного хода было получено и на этот раз без особых проволочек. Правда, в сообщении Чувашского отдела ОГПУ в НКВД автономии было подчеркнуто, что «хождение по городу должно быть только по маршруту из собора до Чебоксарки и обратно». Надзорная система существенно сократила расстояние крестного хода. Причина в документе не отражена. Попробуем разобраться?

Напомним читателю (а кому и сообщим как новость), что период с 1923-1924 по конец 1928 года получил название «религиозного нэпа». Этот термин ввел в оборот еще «главный антирелигиозник» страны Е.М. Ярославский, позднее он закрепился в отечественной историографии. На фоне экономической и политической стабилизации государственно-церковные отношения приобрели относительно спокойный характер, политика по отношению к церкви не была агрессивно богоборческой.

1927 год – пусть и «хвостик» религиозного нэпа, но жесткого закручивания гаек еще не началось. Поэтому не должно удивлять разрешение на проведение крестного хода. А вот почему был пересмотрен маршрут? Наверное, потому, что партийно-советское руководство не желало лицезреть на улицах массовую культовую процессию, способную у сомневающихся вызвать еще больше вопросов в актуальности и степени успешности атеистической пропаганды. Тем более что, судя по описанию, шествие должно было захватить всю основную часть города.

Надо помнить, что Чебоксары 1920-х годов были небольшим городом и занимали скромный «пятачок» современных Чебоксар. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона определяет характеристику города начала ХХ века такими словами: «расположен в живописной котловине, образуемой речками Чебоксаркой и Кайбулкой», «большая часть города расположена по трем горам, а меньшая – в низменности, находящейся между этих гор»; проживало в Чебоксарах всего 5773 человека, из которых 5715 числились православными.

 «Старые Чебоксары» Е.И. Иванова. Этой церкви «повезло» на поливариативность (многовариантность) названий в источниках и исследовательской литературе. Известно, по крайней мере, четыре: кладбищенская церковь во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, церковь Спаса Нерукотворного Образа,  церковь Спаса Нерукотворного Образа, Напольный Спас, Спасская Кладбищенская церковь, Спасская Кладбищенская церковь.

В 1913 году, как пишет В.Д. Димитриев в предисловии к книге Е.И. Иванова «Старые Чебоксары», население даже сократилось до 5673 человек и до начала 20-х годов ХХ века Чебоксары были «городом с многовековой историей, но очень медленно росшим».

По данным на 1926 год, как сообщал Энциклопедический словарь Русского библиографического института ГРАНАТ, город с 8768 жителями по-прежнему преимущественно располагался на правом берегу Волги при впадении в нее речек Чебоксарки и Кайбулки (в словаре название последней ошибочно приводилось как Майбалки). Как видим, Чебоксары хоть и стали административным центром национальной автономии, но продолжали оставаться относительно небольшим населенным пунктом.

Вот и попытались органы управления направить предполагаемый крестный ход по маршруту уже свершившегося январского крестного хода, опыт которого показал, что довольны остались обе стороны. Однако на практике уже 26 июня крестный ход прошел с нарушением выданного разрешения. Он оказался, как свидетельствовал впоследствии о. Степан (Дроздов), хоть и в несколько усеченном по сравнению с заявленным виде, но более протяженным, нежели был согласован Административным отделом НКВД Чувашской АССР. Названный священник показал, что совершен был крестный ход по маршруту «как в старые времена» и закончился молебном на кладбище. После чего «разошлись по своим церквам», причем «на обратном пути шли уже не той дорогой».

Естественно, что подобные действия не остались незамеченными. Ответные меры последовали незамедлительно. 1 июля за подписью начальника Чувашского отдела ОГПУ Г.С. Марсельского начальнику Чебоксарской городской милиции была направлена просьба-требование «обязать явкой» к 10 часам 4-го июля священника Кладбищенской церкви С.И. Дроздова.

К моменту, когда тот явился на допрос, состоялся и крестный ход 3 июля. Поэтому в протокол попали сведения об обоих крестных ходах. Здесь-то и вскрылись любопытные обстоятельства. По показаниям священника выходило, что Введенской религиозной группой он даже не был поставлен в известность о назначении руководителем ни крестного хода 26 июня, ни крестного хода 3 июля.

Фотография из личной коллекции В.Н. Онькова. «Взгляд в прошлое» – совместный проект Государственного исторического архива Чувашской Республики и «Советской Чувашии», посвященный 550-летию основания г. Чебоксары и 100-летию образования Чувашской автономной области.

Не знал он и утвержденного советскими органами маршрута крестных ходов. Более того, крестный ход 26 июня он встретил лишь на Свердловской улице, а 3-го – «только успел подойти к собору, но не зайти в него». Отвечая на вопрос следователя: «Кто же тогда, по Вашему мнению, являлся ответственным руководителем крестных ходов?» – С.И. Дроздов указал на церковно-приходской совет Введенского собора «во главе протоиерея Ардатского». Речь идет об Александре Федоровиче Ардатском, настоятеле Введенского собора в 1911–1934 гг.

В реконструкции событий почти 90-летней давности возникает много вопросов, к сожалению, остающихся без ответов. Так, непонятны мотивы действий церковно-приходского совета Введенской религиозной общины. Сам крестный ход и необходимость его проведения сомнению не подвергаются. Но почему в ходатайстве его путь был более протяженным в сравнении со «старыми временами»? Почему названные в ходатайстве «ответственными за организационные действия» не были поставлены в известность? Почему, наконец, решились пойти на нарушение выданного разрешения?

К сожалению, архивные документы не содержат эпилога конкретных описываемых событий. Известно лишь, что Чувашским отделом ОГПУ Центральному административному управлению НКВД Чувашской АССР было поручено принять административные меры по отношению к Введенской религиозной общине за нарушение действующего законодательства о культах.

В отношении С.И. Дроздова и А.Ф. Ардатского какого-либо наказания, скорее всего, не последовало. Можно сказать, что С.И. Дроздову повезло, и повезло не в первый раз. Ранее, в 1922 году, он привлекался по обвинению в агитации против изъятия церковных ценностей, но решением Революционного трибунала от 1 июля 1922 года судебное преследование в отношении него было прекращено.

Однако Степану Ивановичу Дроздову выпала участь пополнить скорбный список пострадавших за веру в начале 1930-х годов. 20 августа 1931 года, уже будучи священником Воскресенской церкви г. Чебоксары, Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ Нижегородского края он был осужден к 3-летней ссылке на Урал. Что же до второго священника, настоятеля Введенского кафедрального собора, то ни Книга памяти жертв политических репрессий, ни Синодик Чебоксарско-Чувашской епархии не упоминают никого из Ардатских.

Добавим к сказанному еще один факт. Александр Ардатский был одним из тех, кто от имени городского духовенства в январе 1924 года письменно заявил о признании как высшего церковного органа обновленческого Священного Синода Православной Российской Церкви и архиепископа Тимофея (Зайкова) как своего правящего архиерея. Впрочем, это уже другая история, заслуживающая отдельного рассказа.

Возможно, это и были последние крестные ходы в столице советской Чувашии. Дальше власть начала активно закручивать «гайки» и все существеннее ограничивать права религиозных организаций и лиц духовного звания. Принятое 8 апреля 1929 года постановление Президиума ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» разрешило религиозную деятельность исключительно зарегистрированным объединениям численностью не менее двадцати человек. За такой административной единицей закреплялось право приглашать священника для совершения службы. В результате, по мнению ряда исследователей, законодательно священнослужители превратились в простых наемных работников.

 

СПРАВКА

  • Крестный ход – многолюдное торжественное шествие. Совершается он согласно «Краткому церковно-богослужебному словарю» (М., 1916), в случае «какого-либо общественного бедствия, или общей нужды или в воспоминание Божественного избавления от прежнего бедствия». Сведения о первых крестных ходах относятся еще к истории Византии IV века, когда святитель Иоанн Златоуст устраивал противоарианские ночные шествия по улицам Константинополя. На Руси первый крестный ход, по данным к.и.н. В.А. Липинской, состоялся 1(13) августа 1164 года по случаю победы князя Андрея Боголюбского над восточными соседями.
  • Сегодня, когда республика активно готовится к празднованию 550-летия основания г. Чебоксары и 100-летию образования Чувашской автономной области, совместный проект Государственного исторического архива Чувашской Республики и «Советской Чувашии» расскажет о малоизвестных страницах истории нашей республики. Журналисты газеты и сотрудники архива помогут читателям по-новому взглянуть на прошлое родного края, понять его настоящее и задуматься о будущем.
  • В советский период на организацию и проведение любого религиозного мероприятия (съезда, собрания, крестного хода и т.п.) требовалось получить официальное разрешение властных структур. От ходатаев требовалось обоснование причин, указание места и количественного состава. Переписка была многоступенчатой, в согласовании массовых культовых церемоний участвовали исполком автономии, административное управление НКВД и местный отдел ОГПУ.

 

 


Назад к списку