Новости
-
19.04.19
Республиканский конкурс инклюзивных тактильных картин "Русский музей для друзей" С целью содействия адаптации визуального художественного искусства для восприятия незрячими и создания доступной музейной среды для слепых и слабовидящих, Виртуальный филиал Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары объявляет конкурс тактильных композиций на темы произведений русского изобразительного искусства.
-
30.03.19Воскресные занятия семейного инклюзивного клуба «Солнечная колыбель». После поздней воскресной Божественной Литургии при храме Новомучеников и Исповедников Российских г. Чебоксары по благословению настоятеля архимандрита Гурия (Данилова) проводятся встречи семейного инклюзивного клуба «Солнечная колыбель».
- все новости
Объявления
-
19.04.16
-
14.12.15
-
10.11.15
Взгляды И.Я. Яковлева на место и значение религиозного воспитания чувашского населения
Чем глубже процесс социально-культурных преобразований, чем заметнее рост национального самосознания, тем чаще историческая память возвращает нас к истокам этого развития, высвечивает имена тех деятелей, чьими усилиями оно фактически началось. Одним из таких деятелей, отдавших всего себя делу духовного подъема родного народа, был И.Я. Яковлев. Изучению личности и творческого наследия великого просветителя посвящено немало работ[1], выпущены сборники его воспоминаний и переписки[2], но снова и снова его личность привлекает внимание исследователей и общественности. Данное выступление имеет целью отразить взгляды И.Я. Яковлева на место и значение религиозного воспитания чувашского населения.
Резко возросший в нашем обществе за последние два десятилетия интерес к религии позволяет отметить несколько по-своему важных вех в этом процессе, одной из которых следует назвать систему просвещения, разработанную И.Я. Яковлевым. Эта система не была продуктом чисто теоретических умозаключений; она основывалась как на педагогических концепциях того времени (прежде всего, на взглядах крупного ученого-тюрколога Н.И. Ильминского о необходимости укрепления православия среди «инородцев» и их русификации), так и на личном опыте Ивана Яковлева («сельская школа научила и воспитала меня в христианской религии, а последующие обстоятельства сделали меня русским, и я горжусь этим именем, нисколько не гнушаясь, однако, именем чувашенина и не забывая своего происхождения. Будучи христианином, любя Россию и веруя в ее великую будущность, я от души желал бы, чтобы чуваши были просвещены светом Евангелия и слились в одно целое с великим русским народом»[3]).
Религию, по словам одного из исследователей, И.Я. Яковлев «рассматривал «как главную связь» человеческого общества, в частности, связь чувашского народа с великим русским народом»[4]. Здесь необходимо констатировать одно немаловажное обстоятельство. В конце XIX – начале XX веков в Казанской и Симбирской губерниях был отмечен местами довольно массовый переход чувашей от язычества и православия в ислам. Вопросом об исламизации представителей чувашского народа был озабочен один из выдающихся деятелей чувашского просвещения Илья Николаевич Ульянов, который в октябре 1872 г. писал попечителю Казанского учебного округа, что «нельзя хладнокровно смотреть на отпадение чуваш от христианства в магометанство, каковых примеров уже и в настоящее время немало в Симбирской губернии»[5]. По «горячим следам» пытался осветить этот вопрос просветитель, переводчик и общественный деятель отец Даниил Филимонов (1855–1938), который констатировал, что «когда инородцев без всякой подготовки, можно сказать, насильственным образом обратили в христианство», «крещеные инородцы под русским владычеством на протяжении более двух столетий оставались без познания и разумения христианских истин по причине отсутствия влияния на них чуждого им по языку и бытовым условиям русского духовенства»[6].
И сам Иван Яковлевич Яковлев с болью писал, что «еще и теперь это выражается движением крещеных татар и чуваш» и «заявило о себе явным отпадением многих от христианства в магометанство»[7], «происходили отпадения не только отдельными семействами, а даже селениями»[8]. По мнению просветителя, это в конечном итоге могло привести к ассимиляции чуваш татарами и исчезновению чувашского народа как самостоятельного этноса. Поэтому он пытался сблизить родной народ с русским народом. «Я уверен, что усвоение христианской религии чувашами положит вместе с тем самую прочную основу для слияния их с русским народом. Поэтому и с этой стороны вопроса я особенно считаю необходимым религиозное просвещение чуваш»; «мне кажется, что обрусение, или слияние чуваш с русским народом, может быть достигнуто только трояким путем: первый и самый главный – это через усвоение ими православия»[9]. При этом И.Я. Яковлев подчеркивал воспринятое им из системы Н.И. Ильминского стремление «не обрусить инородца, а помочь им обрусеть»[10], т.е. помочь чувашскому народу подняться до высот развития русского народа. Отмечая, что «просвещение чуваш прежде всего должно быть религиозно-нравственное», И.Я. Яковлев считал, что уже по одной этой причине оно и «патриотическое, так как понятие православие, царь и русская народность неразделимы между собой»[11].
Самым ярким примером практической реализации воззрений И.Я. Яковлева стала созданная им Симбирская чувашская учительская школа, первым пунктом Положения о которой цель школы определялась как «приготовление учителей для начальных чувашских училищ в видах распространения религиозно-нравственного, православно-русского просвещения среди чувашского населения»[12]. Симбирская чувашская учительская школа, по мнению И.Я. Яковлева, «успела приобрести влияние на чувашское население, главным образом, благодаря своему религиозному направлению и характеру»[13] и «должна была стать центром, из которого, как лучи от солнца, расходились бы по всем сельским местностям, где живут чуваши, благодеяния русско-христианской культуры», и только в этом случае можно «вывести родной мне чувашский народ из того духовно-нравственного тупика, в который он безнадежно был загнан ходом истории и особенностями бытовой своей обстановки»[14].
И. Я. Яковлев не только разработал теоретические основы религиозного просвещения чувашского народа, но и всеми силами старался практически воплотить их. Он хотел «дать чувашскому народу переведенную на настоящий народный и общепонятный, стандартизированный чувашский язык Библию», поскольку «история европейских культурных народов в новое время всегда начиналась с полного или частичного перевода этого исторического памятника человеческого творчества»[15]. «Мысль о необходимости таких переводов для христианско-культурного просвещения чувашского народа приходила мне в голову еще тогда, когда я был в Симбирской гимназии»[16], – отметил просветитель в «Воспоминаниях». По его инициативе было создано два чувашских издательско-переводческих центра в Симбирске и Самаре. А в хранящемся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики личном фонде И. Я. Яковлева особое место занимают автографы, посвященные религиозному воспитанию: статья о церковном богослужении на чувашском и татарском языках»[17], «Перевод Евангелия на чувашский язык»[18], «Перевод богослужебной книги на чувашский язык»[19], «Наставление для исполнения богослужения в церкви»[20].
Заниматься переводческой деятельностью И.Я. Яковлев не прекращал ни в период революции 1905-1907 гг. («буду по-прежнему продолжать трудиться по мере сил над переводческим делом, буду печатать и издавать богослужебные и священного писания книги», – сообщал от в канун 1907 г. Д.Ф. Филимонову[21]), ни при установившейся советской власти (помню, когда ему было уже 73 года и дело с переводом чувашской Библии можно было считать заглохшим, в 1922 году мелькнула надежда, что его можно организовать на субсидию от «Библейского общества». Иван Яковлевич загорелся сразу» – вспоминал сын просветителя[22]). Даже на пороге смерти просветитель не забывал о выбранной миссии: «Доделайте то, что, может быть, не удастся закончить мне: дайте чувашскому народу священное писание, завершив перевод Ветхого Завета»[23].
Таким образом, рассматривая религию как «главную связь» человеческого общества, И.Я. Яковлев отводил в деле просвещения чувашского народа одно из важнейших мест христианскому образованию. Тем самым он хотел, с одной стороны, поднять родной народ до уровня развития русского народа, а с другой – предотвратить исчезновение чувашского народа в результате его исламизации и ассимиляции татарами.
Примечания
[1] Александров, Г. А. И.Я. Яковлев: фрагменты жизни / Г. А. Александров. – Чебоксары, 1997; Васильев, Е. В. Велик на все времена / Е. В. Васильев. – Чебоксары, 1998; Волков, Г. Н. Судьба патриарха: Роман-эссе / Г. Н. Волков. – Чебоксары, 1998; Краснов, Н. Г. Иван Яковлевич Яковлев: Жизнь, деятельность, педагогические идеи: Очерки / Н. Г. Краснов. – Чебоксары, 1976; Его же. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. – Чебоксары, 1992; Миндубаев, Ж. Б. Выдвинут самим провидением… чувашский педагог-просветитель И.Я. Яковлев: Очерки жизненного пути / Ж. Б. Миндубаев. – Ульяновск, 1996
[2] Яковлев И. Я. Письма. – Чебоксары, 1985; Его же. Из переписки. – Чебоксары, 1989; Его же. С думой о народном просвещении: Из переписки. – Чебоксары, 1998.
[3] Докладная записка И.Я. Яковлева директору гимназии и симбирских училищ И.В. Вишневскому от 25 августа 1870 г. // Яковлев И.Я. Из переписки. Часть1. – Чебоксары: Чув. кн. изд., 1989. – С. 41.
[4] Спиридонов, С.С. Мировоззрение Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930 гг.): Учебное пособие / С. С. Спиридонов. – М.: Моск. гидромелиоративный институт, 1965. – С. 61.
[5] Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 207. Оп. 1. Д.1. Л.52, 52об.
[6] Там же. Ф. 350. Личный фонд Д. Ф. Филимонова. Оп. 1. Д. 5. Л. 70.
[7] Докладная записка И.Я. Яковлева директору гимназии и симбирских училищ И.В. Вишневскому от 25 августа 1870 г. // Яковлев И.Я. Из переписки. Часть1. – Чебоксары: Чув. кн. изд., 1989. – С. 40.
[8] ГИА ЧР. Ф. 515. Личный фонд И. Я. Яковлева. Оп. 1. Д. 104. Л. 1-1об.
[9] Докладная записка И.Я. Яковлева попечителю Казанского учебного округа П.Д. Шестакову от 22 декабря 1870 г. // Яковлев И.Я. Из переписки. Часть1. – Чебоксары: Чув. кн. изд., 1989. – С. 52-53.
[10] Макаров, М. П. Симбирская чувашская школа и ее место в деле просвещения чувашского народа / М. П. Макаров // Итоги юбилейной научной сессии, посвященной столетию со дня рождения И. Я.Яковлева. – Чебоксары, 1949. – С. 34.
[11] Яковлев, И.Я. О школьном образовании чуваш / И. Я. Яковлев // Городской и сельский учитель. – 1987. – Выпуск 5. – С. 38.
[12] 12 Положение о Симбирской чувашской учительской школе. – Симбирск, 1900. – С. 3.
[13] Письмо И. Я. Яковлева попечителю Казанского учебного округа П. Д. Шестакову от 4 декабря 1876 г. // Яковлев И. Я. С думой о народном просвещении: Из переписки. Ч.2. / Сост. Н. Г. Краснов, Г. Н. Плечов. – Чебоксары: Изд-во Чув. ун-та, 1998. – С. 35.
[14] Письмо И. Я. Яковлева В. И. Ленину от 12 (25) ноября 1919 г. // Яковлев И. Я. Письма. – Чебоксары: Чув. кн. изд., 1985. – С. 26.
[15] Иван Яковлевич Яковлев. 1848-1930 / под ред. проф. Ф. Н. Петрова. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1948. – С. 94.
[16] Яковлев, И. Я. Воспоминания / И. Я. Яковлев. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1982. – С. 110.
[17] ГИА ЧР. Ф. 515. Личный фонд И. Я. Яковлева. Оп. 1. Д. 2.
[18] Там же. Д. 13.
[19] Там же. Д. 14.
[20] Там же. Д. 15.
[21] Там же. Д. 81. Л. 1.
[22] Яковлев, А. И. Воспоминания об отце / А. И. Яковлев // История и культура Чувашской АССР: сб. статей. Вып. 1. – Чебоксары: НИИЯЛИиЭ, 1971. – С.459.
[23] Яковлев, И. Я. Духовное завещание чувашскому народу / И. Я. Яковлев. – Чебоксары: НИИЯЛИиЭ, 1992. – С. 15.
Назад к списку