Новости
-
19.04.19
Республиканский конкурс инклюзивных тактильных картин "Русский музей для друзей" С целью содействия адаптации визуального художественного искусства для восприятия незрячими и создания доступной музейной среды для слепых и слабовидящих, Виртуальный филиал Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары объявляет конкурс тактильных композиций на темы произведений русского изобразительного искусства.
-
30.03.19Воскресные занятия семейного инклюзивного клуба «Солнечная колыбель». После поздней воскресной Божественной Литургии при храме Новомучеников и Исповедников Российских г. Чебоксары по благословению настоятеля архимандрита Гурия (Данилова) проводятся встречи семейного инклюзивного клуба «Солнечная колыбель».
- все новости
Объявления
-
19.04.16
-
14.12.15
-
10.11.15
История Великорецкого крестного хода
Обретение чудотворного Великорецкого образа произошло в 1383 году "при державе благоверного и благородного и христолюбивого великого князя Димитрия Иоанновича, нарицаемого Донского, при архипастырстве всесвятейшего Пимена, митрополита Московского и всея России" - сообщает одно из многочисленных сказаний о Великорецкой иконе.[1] Это было время, когда православные люди, в основном новгородцы, только начинали заселять Вятскую землю. В одном из таких русских поселений на реке Кобре был образ Святителя Николая, написанный "в чудесех"[2], то есть с житийными клеймами, рассказывающими о чудесах этого великого святого. В те годы первые вятские христиане нередко подвергались нападениям воинственных местных племен - вотяков и черемисов.[3] Спасаясь от одного из таких набегов, они были вынуждены бежать "дикими лесами" на реку Великую - один из северных притоков Вятки, и там "в густой чаще леса, на высокой горе неведомо како судьбами Божьими той святой образ оставиша".[4]
Спустя некоторое время, "некоторый благоговейный муж", проходя вблизи этой горы, вдруг увидел в лесу чудесный свет, как бы от множества горящих свечей. Остановившись в испуге, он не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. На обратном пути крестьянин вновь на том же месте увидел сияние светозарных лучей и почувствовал непреодолимое желание подойти ближе. Осенив себя крестным знамением, он пробрался через лесную чащу и увидел там, у небольшого источника, образ святителя Николая, "свещи же невидима быша".[5] Тогда, со страхом Божиим и радостью, взял он обретенную икону и принес в свой дом и "о сем явлении чудотворного образа никому не поведа".[6]
Но недолго довелось ему в неведении хранить эту святыню, ибо сказано: "Не может укрыться город стоящий, на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме" (Мф. 5, 14-15). Был в том селе "человек некий, именем Иоанн", который уже двадцать лет "лежал в расслаблении", без движения. Ночью явился ему "в тонце сне" Святитель Николай и, открыв имя крестьянина, хранящего его святой образ, повелел пойти и приложиться к нему с верой в исцеление. Едва это желание окрепло в душе больного, он сразу почувствовал, как к нему возвращаются силы, и "домочадцами своими подкрепляем" пришел в указанный ему дом. Упав на колени перед святой иконой, больной со слезами молился о своем здравии и, "восстав от земли, приложился к чудотворному образу, внезапу совершенное получи от него исцеление, и бысть здрав".[7] Тогда хозяин дома, уразумев какой великой святыни сподобил его Господь, поведал собравшимся свою историю, а жители села, пораженные исцелением расслабленного, построили на месте обретения иконы часовню и поставили в ней этот чудотворный образ. "И наша пока многие чудеса от него бывати".[8]
В благодарность за эти чудеса и исцеления, великорецкие жители испросили у Московского митрополита благословение воздвигнуть во имя обретенного образа Святителя Николая деревянный храм, "и в нем многие и неисчетные чудеса от святого его образа быша с верою приходящим, здравие душам и телесам врачевание богатно почерпающим".[9] Местные черемисы не раз приходили к тому храму, желая его порушить и сжечь, но храм, чудесным образом, становился для них невидим. Иногда же они видели его поднявшимся в воздух над землей, и это дивное видение ужасало и вразумляло их.
Желая уберечь святыню от поругания, жители Хлынова, главного города Вятской земли, испросили перенести чудотворный образ Святителя Николая в свой город под его защиту. При этом они пообещали великорецким жителям ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой - место его славного обретения. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Православной Вятки - Великорецкий крестный ход, который с тех пор вот уже более шести столетий совершается вятчанами в память об обете, данном Святителю Николаю. Лишь единожды, в 1551 году, вятчане "отложили хождение" с чудотворным образом на реку Великую, и тут же были наказаны суровыми морозами, внезапно ударившими в летнее время - с 1 по 12 июня и погубившими все их посевы. Когда же, осознав свою ошибку, они поспешили исполнить свой обет, то "бысть во всю страну Вятскую теплота велия и изобилие плодов земных".[10] Тогда в память об этом Божьем вразумлении жители Хлынова воздвигли в Кремле деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором. Именно в этот храм с молитвой к Святителю Николаю приходил великий подвижник и печальник Земли Вятской преподобный Трифон - отец вятского монашества.
Известно, что уже в первой четверти XVI века слава о чудесах Великорецкой иконы достигла Москвы - в 1521 году при великом князе Василии Ивановиче и митрополите Московском Варлааме этот святой образ был обложен драгоценным окладом.[11] Поистине важной вехой в истории почитания Великорецкой иконы стал 1555 год, когда по указу царя Ивана Грозного и с благословения Святителя Макария, митрополита Московского и веся Руси она совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие отражено в знаменитом Лицевом летописном своде XVI столетия, в котором путешествию Великорецкой иконы посвящено 18 красочных миниатюр.
В Никоновской летописи читаем: "И шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиазкой город и на Нижней-Новгород, а Окою вверх до Коломны, а с Коломны Москвою-рекою вверх"[12]. В столицу образ был принесен в субботу 29 июня 1555 года, день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Его встречали: у Николо-Угрешского монастыря - брат царя князь Юрий Васильевич, у Симонова монастыря "с великою верою и со многим желанием" сам царь, у Яузского моста - "владыки", а у Фроловских ворот Московского Кремля (по другим источникам - у церкви Всех Святых на Кулишках) - Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси[13]. При этом вятской святыне была оказана великая честь - Великорецкая икона была отнесена в Успенский собор Московского Кремля и поставлена против митрополичьего места, рядом с Владимирской иконой Божией Матери, с которой ее объединяла одна пелена.[14]
За этими событиями последовало обновление образа, которое совершил сам Святитель Макарий, избрав себе в помощники настоятеля Благовещенского собора Кремля протопопа Андрея - будущего митрополита Московского и всея Руси Афанасия. Тогда же рядом со строящимся Собором Покрова на Рву (более известного в мировой культуре как Собор Василия Блаженного) была построена временная деревянная церковь, которую 29 июля 1555 года освятили во имя Николы Великорецкого и поставили в ней написанную по повелению государя копию вятской иконы.[15] Когда строительство Собора было завершено, один из его девяти приделов - южный был освящен в честь Великорецкой иконы, что особенно дорого всем православным вятчанам.
По свидетельству летописца все эти события сопровождались множеством чудес: "… [16]быша исцеления многа в тои день, и последи великия чудеса, и от новонаписаннаго образа чудотворцева слепым прозрение даровася и хромым хождение и всяким недугом исцеление быша неоскудно приходящим с верою". В ознаменование этих чудес был установлен особый крестный ход из Успенского собора к Николе Великорецкому "на рву", приуроченный к 29 июля, Рождеству Святителя Николая.[17]
Только год спустя - 3 августа 1556 года Великорецкий образ, украшенный по повелению царя новым золотым окладом и со многими дарами был отпущен из Москвы и, совершив путешествие через Вологду и Великий Устюг, возвратился в г.Хлынов.[18] Ни один из чудотворных образов, известных по русским источникам, не совершал такого путешествия по стране, включая земные и водные пути, огромные пространства. "Хождения" Великорецкой иконы (особенно, по территории бывшего Казанского ханства) имели не только сакральное, но также и политическое значение, демонстрируя единство государства и безопасность этих земель для русских поселенцев.
Это событие действительно явилось славой имени святителя Николая на земле Российской и способствовало широкому почитанию чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая во всей России. Один из его списков принес в свой монастырь преподобный Корнилий Псково-Печерский. Другой список был передан в Ипатиевский монастырь г.Костромы царем Иваном Грозным в память о его убиенном сыне Иване. В начале XVI века список Великорецкой иконы был явлен в Костромских пределах на "бабайках" - веслах от плотов для сплава леса, и названный поэтому "Бабаевским". В Костроме и ее окрестностях этот список Великорецкой иконы получил самое широкое почитание. В начале XVII века были построены Николо-Великорецкие церкви в г.Путивле Сумской области и г.Тотьме. В честь Великорецкой иконы основывались на Руси монашеские обители - Николо-Великорецкий Макушевский монастырь в Вологодской области, московский монастырь "Никола в Хлынове" и Николавеская Моржегорская (моржевская) мужская пустынь в Архангельской области.
В 1614 году состоялось второе путешествие иконы святыни в российскую столицу. Тогда Россия еще переживала последствия Смуты. Вести о сожжении Москвы поляками, держание ими в своих руках Кремля и заключенного в нем Патриарха сильно волновали русское общество. Избранный на царский престол молодой государь Михаил Федорович призвал вятскую святыню в Москву, чтобы утешить горожан в их горе и укрепить в православной вере.
Мы не ошибемся, если скажем, что именно благодаря Великорецкой иконе удаленная от центра, скрытая за непроходимыми лесами и болотами "Вятская страна" стала известна Москве и всей Православной России. Бесспорен ее вклад в создание в 1657 году самостоятельной Вятской епархии, правящие архиереи которой всегда проявляли живой интерес к почитанию Великорецкого образа. В 1668 году указом первого вятского епископа Александра был определен день празднования явления Великорецкой иконы Святителя Николая - 24 мая (6 июня), для которого была составлена особая церковная служба. В 1778 году вятский архиепископ Лаврентий (Баранович) определил новый, сухопутный маршрут Великорецкого крестного хода, который до этого времени совершался по рекам Вятке и Великой. С того времени маршрут больше не менялся, а расположенные на нем вятские села заметно окрепли, украсились дивными храмами. Ежегодно более 50 тысяч паломников со всех уголков Вятской земли стекались в село Великорецкое, чтобы исполнить обет предков и почтить Святителя Николая.
Почитание Великорецкого образа была столь значимым событием в жизни Вятской земли, что неуклонно совершалось вятчанами даже после 1917 года. Понимая всю тщетность попыток открыто противостоять этой древней православной традиции, советская власть избрала другой путь - к началу 1930-х годов Свято-Троицкий кафедральный собор г.Вятки, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона, оказались в руках обновленцев. С этого времени ее след теряется - она таинственно явилась и таинственно исчезла. Но даже эта печальная утрата не смогла остановить благочестивых вятчан, которые продолжали ежегодно приходить на реку Великую, неся с собой иконки Святителя Николая. Многие из них претерпели в это время аресты, притеснения и даже мученическую смерть.
Великая Отечественная война несколько приостановила машину массовых репрессий против верующих. В послевоенное десятилетие Великорецкое паломничество настолько окрепло, что в середине 1950 годов собирало на берегах реки Великой свыше 6 тысяч человек. Неслучайно, что, когда в 1958 году страну накрыла новая волна хрущевской антирелигиозной кампании, ее острие в Кировской области было направлено против Великорецкой традиции.
9 мая 1959 года особым распоряжением властей паломничество на реку Великую было официально запрещено. Великорецкая церковь была закрыта и разорена. Правящим архиереям Кировской епархии запрещено посещать этой святое место, а священникам под угрозой принимать участие в паломничестве. На путях к Великой реке были установлены специальные милицейские кордоны, которые выслеживали группы паломников, хватали их и вывозили как можно дальше от святого места. Но, несмотря на эти меры, рискуя быть брошенными в тюрьму, паломники все равно пробирались лесными тропами в Великорецкое небольшими группами по 3-5 человек.
Такое положение сохранялось до конца 1980-х годов, когда в отношении Советского государства к Русской Православной Церкви наметились первые положительные изменения. Стремясь использовать их на благо епархии, архиепископ Хрисанф (ныне покойный митрополит Вятский и Слободской), в 1989 году обратился к властям с просьбой о разрешении крестного хода и проведении богослужения на реке Великой. Власти пошли на осторожные уступки, разрешив совершить крестный ход, но не из Вятки (Кирова), а из ближайшего села Чудиново, расположенного в семи километрах от Великорецкого. Божественную литургию в походной церкви на берегу реки Великой в тот день совершил сам вятский архипастырь с собором духовенства, при большом стечении богомольцев из разных мест нашего Отечества. Это было важным свидетельством того, что Великорецкая традиция жива, несмотря на многие годы запрета и гонений.
С того памятного и радостного дня прошло почти два десятилетия, которые ознаменовались важными вехами возрождения традиции почитания Великорецкой иконы Святителя Николая, один из древних списков которой ныне сопровождает паломников в крестном ходе. С 1992 года он стал совершаться своим историческим путем из г.Вятки (Кирова). Это немалый путь длиной более 170 километров, три дня - вперед и два - обратно, ежедневно преодолевая от 25 до 50 километров пути. Дорога разная: то полем, то лесом, то асфальтной трассой. Но всегда - с молитвой, стараясь помогать ближним, смиряясь перед трудностями и благодаря Бога за радости этого пути. С каждым годом число паломников неуклонно растет. Крестный ход давно уже вышел за рамки епархиального события - в нем можно встретить паломников со всех уголков Православной России, ближнего и дальнего Зарубежья. В 2000 году, в год своего 600-летия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он получил статус Всероссийского.
В декабре 2004 года Определением Священного Синода Русской Православной Церкви на месте явления чудотворной Великорецкой иконы Святителя Николая создан Спасо-Преораженский Никольский мужской монастырь. Наместником обители назначен игумен Тихон (Меркушев), возглавлявший ранее сам крестный ход. За годы лихолетий архитектурный ансамбль монастыря сильно пострадал. Ныне он восстанавливается, а с ним возрождается и село. Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (ныне покойный) придавал Николо-Великорецкому монастырю особое значение - владыка часто посещал обитель, лично участвовал в рассмотрении проектов и эскизов восстановления ее святынь. В 2007 году, впервые за многие десятилетия, в Преображенской церкви монастыря в день праздника была совершена Божественная литургия.
В подготовке проведения праздника принимают участие, как духовные власти, так и Правительство Кировской области, оказывающее содействие в организации Великорецких торжеств, в которых ныне принимает участие более 30 тысяч паломников. Центральным их событием является Божественная литургия в храме на берегу реки Великой и освящение воды в источнике на месте явления Великорецкой иконы, которые по уже сложившейся традиции совершал митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. Нередко разделить радость праздника в епархию приезжают высокие гости - иерархи русской церкви, губернатор, Кировской области, представители федеральной власти, иностранные гости.
Развивается и традиция почитания Великорецкой иконы. В марте 2007 года по приглашению архиепископа Костромского и Галичского Александра этот святой образ совершил путешествие в г.Кострому, а в июне того же года совершил большое путешествие по реке Вятке, посети за 15 дней 40 приходов и монастырей Вятской епархии. Повсеместно чудотворную икону встречали духовенство, прихожане, местные власти и многочисленные паломники. В районных центрах состоялись встречи с молодежью, были показаны видеофильмы об истории, святых и святынях Вятской земли. Это путешествие явилось продолжением древней традиции совершения "Низового" Крестного хода с Великорецкой иконой, который ранее ежегодно совершался по реке Вятке и ее притокам.
2008 год - юбилейный для Великорецкой иконы. С 4 по 8 ноября с.г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II она совершит новое путешествие в г.Москву, чтобы быть представленной на Всероссийской выставке - форуме "Православная Русь". Этот святой образ по достоинству займет центральное место в экспозиции Вятской епархии - о чем свидетельствует вся его богатая и славная многовековая история. История, которая наполнена любовью к Богу, Его Святой Церкви и великому угоднику Божию
[1] Повести о Великорецкой иконе Святителя Николая // Тр.ВУАК. 1905. - Вып. IV, отд. II.- С.49-50
[2] Летописец о стране Вятской // Тр.ВУАК. 1905. - Вып. III, отд. II.- С.43
3] Предки современных удмуртов и марийцев
[4] Летописец о стране Вятской… - С.43
[5] Повести о Великорецкой иконе Святителя Николая… - С.50
[6] Там же
[7] Там же. - С.52.
[8] Там же. - С.54.
[9] Там же. - С.58.
[10] Там же. - С.64.
[11] Повесть о явлении чудотворного образа Великорецкого иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мир Ликийских и вселенского чудотворца // Тр.ВУАК. 1905. - Вып. IV, отд. II.- С.41.
[12] ПСРЛ. Т. XIII. Патриаршая, или Никоновская летопись. - М.: Наука, 1965. - С.254-255.
[13] Там же
[14] Лицевой летописный свод. - ОР ГИМ, Син. 962, Л.178 об.
[15] ПСРЛ. Т. XIII. Патриаршая, или Никоновская летопись… - С.255.
[16] Лицевой летописный свод… - Л.181
[17] Крутова М. С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997. С. 141, 165.
[18] Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899. С. 687, примеч. 257;Bepещaгин, А.С Сказания русских летописцев о Вятке…- С. 85-88.
Текст дублирован с официального сайта Вятской епархии.
Назад к списку